Стержнем и основным компонентом УМК является учебник

Учебник – первый и важнейший источник знаний студента. При заочной (дистанционной) и экстернативной формах обучения, когда студент изучает программный материал самостоятельно и располагает только учебником, последний становится основным средством и орудием организации познавательной деятельности студента. Свою организующую роль учебник будет выполнять только тогда, когда он будет содержать в себе научные основы курса, согласованные с программой как по содержанию, так и по структурной последовательности.

Учебник как печатное средство материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала. Организация учебного процесса зависит от содержания учебного материала в учебнике.

Таким образом, важной особенностью учебника является материализованная фиксация учебного материала, воспроизводство этим материалом содержания обучения в том объёме и качестве, в которых удалось добиться авторскому коллективу (автору).

Глобальная цель обучения - обеспечить усвоение социального опыта. Учебник, по И.К. Журавлёву, представляет собой фиксированный объём социального опыта, который необходимо усвоить в процессе обучения тесно взаимосвязаны. Одно без другого или не имеет смысла, или невозможно. Учебник есть своеобразный показатель, дидактический объект, который одновременно выступает и как носитель содержания образования, форм фиксации его различных элементов, и как проект учебного процесса. В нём реализуется содержательная и процессуальная стороны обучения в их органическом единстве. То есть учебник способен выступать в роли проекта как современного содержания образования, так и современного учебного процесса. Этот проект может служить стратегической моделью процесса обучения по признакам его обобщения. Одновременно его следует считать сценарием, т.е. тактической моделью реального процесса.

Выполняя роль стратегической и тактической модели, учебник реализует свою главную функцию. Он включает содержание предмета, которое должно быть в той или иной мере усвоено студентами; он проектирует учебный процесс, т.е. организацию процесса усвоения содержания образования.

Таким образом, главная функция учебника - информатизация знания, руководство процессом усвоения содержания образования, т.е. познавательной деятельности студентов.

От главной функции зависят и другие функции. Первейшая из них - соотношение целей обучения, главной функции учебника и процесса обучения с его элементами. Такие функции, как информационная, системообразующая, функция средств закрепления и самоконтроля, средств самообразования, интегративная, координационная, развития и воспитания составляют единое целое.

Функции, которые должны быть реализованы в процессах создания учебника и обучения.

Информационная - раскрытие сути учебника как носителя содержания обучения, представленного текстом и иллюстрациями.

Руководства - раскрытие дидактико-методологического содержания программы, т.е. учебник определяет набор, акционирование, ранжирование всего учебного материала (текстов, заданий, примеров). Благодаря этому он становится для преподавателя средством планирования, подготовки и проведения обучения.

Стимулирования - определение значения учебника в закреплении знаний и стимулировании учения, повышение интереса студентов к материалу, возможностям его использования. Материал учебника должен вырабатывать умение работать с дополнительной литературой и справочниками.

Упражнений, самоконтроля - обеспечение прочного и устойчивого усвоения знаний и умений, что достигается посредством упражнений, повторений, систематизации, организации контроля и самоконтроля.

Координации – установление взаимосвязи с другими книгами и средствами учебно-методического обеспечения конкретной дисциплины. Последние представляют собой систему дидактических средств обучения (при ведущей роли учебника), которая обеспечивает наиболее полную реализацию учебно-воспитательных задач и развитие личностных качеств специалиста.

Рационализации – ориентирование на экономию времени преподавателя и студентов как на аудиторных занятиях, так и вне их. Обеспечивается регулирование трудозатрат, использование дополнительных средств и аппарата для выработки рациональной основы ориентировочных действий учебного процесса.

Воспитательная (мировоззренческая) – развитие у студентов с помощью учебника научного мировоззрения, научного и творческого мышления, экономической культуры, целостного отношения к научным знаниям, формирование на основе всего этого эмоционально- мотивационной сферы, т.е. речь идёт о выявлении гуманистической ориентации естественнонаучного знания посредством текстов, заданий и иллюстраций. Эффективность воспитания в процессе обучения зависит от того, насколько объективные возможности учебного предмета используются преподавателем и реализуются в учебной литературе.

Воспитательные функции в процессе обучения имеют содержание образования, методы обучения, организационные формы, единство аудиторной и внеаудиторной работы. Но особую роль в воспитании играет личность преподавателя, личное восприятие им науки, общая культура, отношение к студентам, его ценностная ориентация.

Руководства познавательной деятельностью студентов как одна из функций учебной книги состоит в следующем: учебник – это развёрнутая во времени и пространстве содержательная программа учебной деятельности, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета посредством дидактических средств.

В.Г. Бейлисон считал, что книга, предполагая стать учебной, т.е. выполнять соответствующие учебно-воспитательные функции, всегда должна проектироваться как педагогическая система. В связи с этим можно схематично изобразить структуру учебной книги и связи ее элементов.




Отбор и структурирование материала учебника должны производиться согласно логике научных знаний, которые составляют содержательную основу учебного предмета. Прежде всего, это соответствие логике и структуре диалектического метода познания, самой сути научного исследования, т.е. те основные психолого-педагогические категории, которые дают возможность сформировать, развивать и закрепить навыки использования разнообразных приёмов мышления, способов познания и методов исследования. Организация материала в учебнике определяет способы работы с учебным материалом, характер формируемых умений и навыков, а через них и качество знаний. Существует прямая связь организации материала учебника с реализацией определённых ему дидактических функций и структурой расположенного в нём учебного материала.

Основу содержания и структуры вузовских учебных дисциплин составляют фундаментальные теории соответствующих наук. Объём изложения основ теории должен быть необходимым и достаточным для высвечивания в содержании науки целостную структуру теории. Последнее предполагает в учебнике всех элементов теории: группы основных понятий, основных законов (постулатов) для дедуктивной теории следствий и некоторого комплекса дополнительных знаний.

При формировании предметного содержания учебника следует пользоваться основами фундаментальной естественно-научной теории, которая включает:

1. объект изучения (явления природы и процесс науки);

2. предмет изучения;

3. фундамент (источник возникновения теории, идеальные объекты и их модели, основные понятия и исходные категории, эмпирический базис- научные факты, непосредственно входящие в теорию);

4. инструментарий (математический аппарат и средства логика);

5. следствия и их проверка;

6. цель использования теории.

При изучении закона (закономерности) надлежит привести:

1. формулировку закона;

2. написание закона в символической форме с разъяснением обоснования закона;

3. области применения закона.

При отборе научного материала для учебника следует руководствоваться категорией «фактор времени». Это значит, что из методических исследований должны быть известны данные об оптимальном времени, требуемом на изучение той или иной темы с учётом поставленной цели (уровни усвоения), приобретения умений как учебных, так и профессиональных. Должно быть зафиксировано время, отведённое на изучение научного материала по нескольким вариантам.

Важным дидактическим основанием при формировании предметного содержания является реализация его воспитательных возможностей. Это единство предметных, мировоззренческих (научная картина, процесс и методы восприятия), историко-научных, методологических (знания о знаниях), оценочных знаний.

Предметная структура учебника, ориентированного на целостное восприятие предмета, обеспечивается разделением учебного материала на отдельные части. Названия «часть», «раздел», «глава», «параграф» обозначают соответствующую иерархию в определении целого и частного. Выделения, обозначения и названия блоков учебника- это важнейшее средство для раскрытия его предметной и логической структуры и необходимое условие целостного восприятия дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: