ПРИЛОЖЕНИЕ! СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
В списке приведены признаки, наиболее часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации отделены друг от друга точкой с запятой. В одних случаях справедливы несколько интерпретаций одновременно, в других – только одна из них. Менее вероятные интерпретации указаны после слова иногда. При необходимости даны возрастные границы, за пределами которых данный показатель не подлежит интерпретации.
В списке отсутствуют нейтральные, не оцениваемые варианты изображения. Например, не назван такой признак, как средняя сила нажима на карандаш, а есть лишь варианты слабый нажим (то есть заметно слабее среднего) и сильный нажим (то есть заметно сильнее среднего). Отсутствует вариант «изображение анфас»; приведены только варианты изображение со спины, изображение в профиль и изображение в три четверти.
Чтобы более полно познакомиться с диагностическим значением признака, рекомендуется обращаться к соответствующим иллюстрациям (их номера указаны в скобках). Однако некоторые признаки (например, использование цвета), не проиллюстрированы в тексте и поэтому не сопровождаются подобными ссылками.
|
|
ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЖИМ НА КАРАНДАШ –
показатель психомоторного тонуса:
• Слабый нажим, местами линия едва видна (25, 26, 33, 60, 76, 79, 110) – астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста).
• Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу (24, 39, 44, 59) – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста).
• Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу (67) – конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.
• Нажим сильно варьирует (29, 61, 74) – эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста).
• Колебания нажима особо сильны
116, 120) – эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.