§30
Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть специфическое <сколько>.
§31
В количественном изменении, в процессе увеличения или уменьшения, который совершается внутри меры, происходит и спецификация, так как безразличное внешнее возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и модифицируется при этом самой природой вещи.
§32
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Второй курс. Средний класс
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И ЛОГИКА
Второй отдел
ЛОГИКА
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. СУЩНОСТЬ
§33
Сущность есть бытие, из своей непосредственности и из безразличного отношения ко всему другому возвращенное в простое единство с собой.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ КАК ТАКОВОЙ
§34
Сущность светится внутри себя и определяет себя. Но определения ее существуют в единстве. Они суть лишь положенностъ, т.е. они не существуют непосредственно для себя, а пребывают в единстве друг с другом. Поэтому они суть отношения. Определения сущности – это определения рефлексии.
|
|
§35
1) Первым определением является сущностное единство с самим собой, тождество. Если его выразить как принцип, т.е. в виде некоторого всеобщего определения, это будет принцип: А = А; всякая вещь равна самой себе В негативной форме это выражается в виде принципа противоречия: А не может быть одновременно А и Не-А.
§36
2) Вторым определением является различие: а) как определение разности безразличного друг к другу, но благодаря какой-либо определенности различающегося наличного бытия. Принцип, выражающий разность, гласит: нет двух вещей, которые были бы совершенно равны друг другу; b) как определение противоположности позитивного и негативного, где одна определенность положена только посредством другой определенности, причем каждая из них существует лишь постольку, поскольку существует другая, но в то же время и постольку лишь, поскольку она не есть эта другая. Принцип, выражающий это, гласит: нечто есть либо А, либо Не-А, третьего не дано.
§37
3) Это третье, где вообще сняты положенные определения, есть сущность, которая постольку есть основание. Принцип основания гласит: все имеет свое достаточное основание.
§38
Поскольку всякое непосредственное наличное бытие рассматривается как всего лишь положенное, то от него обращаются к сущности или же к основанию. Наличное бытие является здесь чем-то первым, тем, из чего исходят. Но, обращаясь к основанию, собственно говоря, отказываются от первичности наличного бытия и признают первым и существенным основание.
|
|
§39
Основание заключает в себе то, что им основывается, согласно его существенным определениям. Но отношение между основанием и основанным не является чистым переходом в противоположное, хоть основанное наличное бытие и обладает формой, отличной от его основания, которое тоже представляет собой некоторое наличное бытие; и главное определение есть их общее содержание.