Жанровое своеобразие детской литературы

ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Детство. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. Неслучайно французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства».

Детская литература подразумевает воспитательное и обучающее воздействие книги на читателя, книги оптимистичны, в них добро побеждает зло, правда торжествует над ложью.

К.И. Чуковский: «Все дети от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера — одно из важнейших условий их нормального психологического роста».

Целевое назначение детской литературы – помогать социализации детей: навыки участия в общественной жизни, умение обосновать собственную нравственную позицию.

Выделяют познавательную литературу, художественную литературу, учебную литературу для детей. Основное место в массиве изданий для детей занимает художественная литература.

Целевое назначение художественной литературы для детей: - показать им внутренний мир личности, познакомить с человеком и его жизнью; - развивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности ребенка; - способствовать накоплению как знаний, так и эмоций.

Жанровое своеобразие детской литературы

В прозе — это сказки, рассказы, повести, в поэзии — стихотворения и песни. В драматургии — короткие пьесы, состоящие из одного-двух актов. Особо выделяются такие жанры, как загадки, пословицы, поговорки.

К.И. Чуковский: «Цель сказочников... заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою».

Для детей младших возрастов предпочтительны короткие произведения. Пространственные рамки должны быть сужены, а между сценами – небольшие промежутки времени.

Важнейшей особенностью детской книги является ее сильное воздействие на читателя – каждому возрасту своя книга.

В издательской практике выделяют дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный — младший (от 8 до 11 лет); средний (11-14 лет) и старший (14-18 лет) — возрасты. Период детства – время, когда эмоция удивления — важное свойство восприятия окружающего.

Поэт сказал о детстве: «Это было время, когда луг, роща, ручей, земля и каждая обыденная вещь казались мне облаченными в небесный свет, ореол свежести мечты».

По материальной конструкции выделяют книжное издание, периодическое издание, книжку-игрушку.

По структуре книжные издания: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги).

Наиболее характерное издание литературы для детей — сборник. В него включаются произведения на одну тему (тематический) либо одного автора (авторский), либо одного жанра (сборник стихов, сборник рассказов, сборник пьес), либо одного периода или посвященные одному региону.

Для старшего школьного возраста выпускают антологии, альманахи, хрестоматии.

Отдельное издание одного произведения (моноиздание) для детей может включать работу любого жанра: пословицу, загадку, стихотворение, сказку, рассказ, пьесу, повесть, роман.

Периодические издания для детей — журналы и газеты, приучают к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку «общения» с литературой.

Книжка-игрушка — это издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.

Главное отличие справочных изданий для детей от справочных изданий, предназначенных взрослым: рассчитаны не только на выборочное, но и на последовательное чтение. Кроме того, для них характерна занимательность, яркость изложения, образный язык.

Сложились определенные традиции переиздания литературы для детей. Многие произведения прочно вошли в круг детского чтения.

Назовем некоторые из них. В сущности, стали классикой повести «Последний поклон» В. Астафьева, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Баранкин, будь человеком» А. Медведева, произведения Л. Кассиля, В. Катаева, А. Алексина и др. Издают для детей М. Твена, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя.

Социологическое исследование, проводившееся по книгам, вышедшим в 90-е годы XX века, показало, что первое место среди самых читаемых жанров поделили между собой фантастика, приключения, сказки, научно-познавательная литература.

Читатели называют среди любимых авторов А. Волкова, Н. Носова, А. Толстого, К. Булычева, Ю. Дружкова, Э. Рауда, А. Мошковского, В. Мелентьева.

Среди любимых зарубежных книг — «Маленький водяной» О. Пройслера, «Приключения Чипполино» Дж. Родари, повести о Малыше и Карлсоне А. Линдгрен.

Среди самых любимых книг отечественных авторов называют «Непоседу» и «Девочку с Земли» Кира Булычева, «Приключения Электроника» и «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» Е. Велтистова, «Муфту, полботинка и моховую бороду» Э. Рауда, «Заблудившийся вертолет» А. Мошковского, повести В. Мелентьева.

Любимые книги младших школьников — «Вниз по волшебной реке», «Дядя Федор, Пес и Кот», «Двадцать пять профессий Маши Филиппенко», «Колобок идет по следу» Э. Успенского, трилогия «Кузька» Т. Александровой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: