Критерии редакторской оценки содержания и формы произведения

С. Маршак: «Мысль в стихах, обращенных к детям, должна быть крупна, богата, а форма — проста, как в пушкинском сказочном стихе, как в народной считалке».

Главный момент редакторского анализа произведения для детей — анализ воспитательной идеи. Она должна соответствовать морально-этическим нормам, т.к. под влиянием чтения формируется отношение ребенка к своим поступкам, осуществляется оценка поведения других людей. Она должна быть связана с конкретным содержанием произведения, причем идею читатель должен понять самостоятельно.

Редактору помнить: дети воспринимают книгу как реальную жизнь и глубоко переживают происходящие в ней события, они подражают полюбившимся героям.

Редактор издательства «Детская литература» С.Н. Боярская: «Если положительный герой соврал, подслушал (ради занимательности сюжета), обманул старика, посмеялся над слабым, над попавшим в беду, проявил жестокость и автор никак не отметил неприглядность этих фактов, — они могут войти в сознание ребенка как норма, а это — недопустимо».

Наиболее эффективно дети усваивают знания в процессе игры. Игровые элементы в детском издании — один из методов усиления воздействия на читателя. Например, включение игр, ребусов, шарад в научно-популярные книги. Нет однообразию, которое вызывает у детей ощущение скуки, снижение уровня освоения содержания.

Искусное построение сюжета — это его напряженность, динамичность, включение интересных событий, приключений, таинственность, необычность. Детей мало интересуют психология характера, портрет героя, описания природы. Самое важное для них — поступки героев, события, действия.

Дошкольники и младшие школьники не способны подолгу сосредоточиваться, поэтому им нужны однолинейные сюжеты с непрерывным повествованием. Двигателем сюжета должен быть герой — сверстник читателя с теми же проблемами, которые читателя волнуют.

Часто используется прием двупланового повествования, когда читателю сообщается больше сведений, чем известно герою. Это делает его активным участником событий, повышая интерес.

Основные требования к литературе для детей: глубина содержания, отвечающего представлениям и интересам детей; четкое композиционное построение материала; разнообразие и частая смена настроений; яркость конфликта, высокий нравственный накал повествования; необычность героев или обстоятельств; поэтизация верности, дружбы, бесстрашия, справедливости; введение чудесного, поэтического смысла в обыденное течение жизни; эмоциональность; идея сочувствия слабым, угнетенным, незадачливым; использование элементов игры; занимательность сюжета; введение ярких, оригинальных образов.

В.Г. Белинский: язык детской книги должен быть «цветущим в самой своей простоте», ориентировал писателей на использование в книге для детей разговорной речи. В качестве образца называл язык народной сказки: язык должен быть грамматически правильным, литературным, без провинциализмов и архаизмов, точным, ясным, без усложненных периодов, сентиментальных красивостей, приторного сюсюканья, «детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка».

Например, в произведениях для читателей 6-9 лет существительные не должны превысить 21% всех слов текста, для детей более старшего возраста их количество в тексте может быть увеличено до 25%. Потому что восприятие тех эпизодов и сцен, которые описаны с помощью существительных и прилагательных, требует от читателя образного мышления и хорошей визуальной памяти.

От количества прилагательных зависит «описательность» особенностей предмета, что приводит к спаду напряженности действия. От читателя такой текст требует большой смысловой сосредоточенности.

Известно, что глаголы придают фразе динамичность. Дети младшего школьного возраста любят их использовать. Значит, глагол нужно активно вводить в произведения, рассчитанные на младших школьников.

Особое внимание следует уделять рассмотрению прямой речи (от автора). Такая речь создает у читателя иллюзию действительности происходящих событий, усиливает интерес к герою, более активно, чем косвенная, воздействует на эмоции, так как сама прямая речь эмоциональна.

ИЛЛЮСТРАЦИИ. «Ребятам нравятся рисунки без многочисленных внешних деталей, но с большой эмоциональной насыщенностью образов, заострением характеров, доходящим до гротеска, повышенной цветностью, ярким жестом».

Рисунки-иллюстрации в дошкольном возрасте воспринимаются ребенком почти как сама действительность. Поэтому изображения должны быть узнаваемы и понятны, статичны. Детям младшего школьного возраста нужны сведения об окружающем мире, оценка поступков героев. Ребята старшего дошкольного возраста интересуются динамикой движения.

Требования к иллюстрациям книг для детей:

• иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, помогать ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, т.е. дополнять смысл текста;

• учитываются возраст читателя, вид издания (например, книжка-картинка или альбом представлены изобразительным рядом), специфика содержания произведения литературы, полиграфические возможности исполнения иллюстраций.

Редактору следует рассмотреть:

• достоверность изображений, их схожесть с реальными предметами и явлениями, узнаваемость;

• целостность иллюстративного ряда;

• эстетическую ценность иллюстраций.

В госстандарте выделено четыре группы изданий (на основе психофизических особенностей детей):

• издания для детей дошкольного возраста до 6 лет включительно;

• издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;

• издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;

• издания для детей старшего школьного возраста (подростков) от 15 до 17 лет включительно.

ДЗ: сформировать рекомендуемый круг чтения для ребят в рамках 4 групп изданий + обосновать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: