Хотя систематическое слушание играет решающую роль в помогающем и целительном диалоге, оно имеет и ограничения. Я должен осознавать тот факт, что мое слушание часто и субъективно, и выборочно, и, следовательно, искажает; на него воздействуют (осознанно или неосознанно) мои субъективные чувства и желания, мои идеи, воображение и прошлый опыт. Слушая, каждый человек слышит немного по-разному — это потому, что у людей слегка разные “уши”.
Как терапевт я делаю сознательное усилие к систематическому слушанию, но я также знаю, когда мне можно, а иногда и должно говорить. На практике это может выглядеть так:
В качестве терапевта я говорю только,
1: когда мой партнер кончил выражать себя и теперь желает слушать;
2: когда мое высказывание вырастает из слушания и ведет к дальнейшему выслушиванию;
3: когда мой вклад незаменим и полезен (например, когда мой партнер не в состоянии продолжить один);
4: когда я хочу придать диалогу структуру;
5: когда я должен подкрепить высказывание моего партнера (например, при первых признаках активности или агрессии, которые может неожиданно проявить депрессивный клиент);
|
|
6: когда я хочу удостовериться в том, что правильно понял своего партнера или в случае необходимости лучше понять его;
7: когда мой партнер задает конкретные вопросы и не может сам найти на них ответы;
8: когда мой партнер совершенно не может выразить себя (не может найти путь вхождения в диалог или застревает на паузе);
9: когда я хочу показать понимание или вовлеченность, одобрение или положительное отношение (см. главу “Принятие и позитивное отношение”);
10: когда я должен вербализовать что-то, что мой партнер не в состоянии вербализовать, например, трудные чувства или запретные желания (см. главу об “Эмпатии и вербализации”);
11: когда я желаю быть подлинным и конгруэнтным, чтобы отношения с клиентом стали подлинными и открытыми (см. главу о “Подлинности и личной конгруэнтности”).