double arrow

Завершение, инициированное консультантом


Инициированное консультантом завершение является противоположностью преждевременного завершения. Консультант иногда бывает вынужден закончить отношения с некоторыми или со всеми клиентами. Среди причин могут быть болезнь, контрперенос, переезд в другое место, длительная поездка или осознание того, что клиент может получить более эффективную помощь в другом месте. Каванах (Cavanagh, 1990) классифицирует эти причины как «уважительные» для расторжения отношений консультантом.

Имеются также неубедительные причины для инициирования консультантом» завершения отношений консультирования. К таким причинам относятся чувства злости, скуки или беспокойства, испытываемые консультантом. Если консультант разрывает отношения по причине таких чувств, клиент может ощутить себя отвергнутым и в результате оказаться даже в худшем положении, чем он был в начале консультирования. Одно дело для человека быть отвергнутым равным себе, и Другое для этого же самого человека – получить отказ от консультанта. Каванах (Cavanagh, 1990) отмечает, что, хотя консультант может иметь некоторые негативные чувства по отношению к клиенту, он, отдавая себе в этом отчет, может продолжать работать, не обращая внимания на свои чувства, не действуя при этом экстремальным или наносящим вред способом.

Лондон (London, 1982) и Селигман (Seligman, 1984) предлагают модели помощи клиентам при временном отсутствии консультанта. Эти исследователи настаивают на том, чтобы клиенты и консультанты начинали готовиться к временному завершению как можно раньше, открыто обсуждая возможные события и работая над любыми значительными переживаниями, связанными с проблемами разрыва отношений. Фактически клиенты могут испытывать удовлетворение от инициированного консультантом завершения благодаря пониманию, что консультант

Является человеком и поэтому не является незаменимым. Они также могут прийти к пониманию, что люди имеют право выбора того, как поступать с межличностными отношениями. Кроме того, они могут проанализировать прошлые переживания и главные решения жизни и более четко осознать, что новые способы поведения переносятся в другие жизненные ситуации (London, 1982). Также в течение процесса завершения может произойти перефокусировка, которая поможет более ясно увидеть проблему, с которой они работают.

Селигман (Seligman, 1984) рекомендует более структурированный, чем предлагает Лондон, способ подготовки клиентов для инициированного консультантом завершения, хотя обе модели могут оказаться эффективными. В любой подобной ситуации важно удостовериться, что клиент знает фамилий и номера телефонов некоторых других консультантов, чтобы войти в контакт с ними в случае критического положения.

Существует также проблема вынужденного завершения по инициативе консультанта, В современном мобильном обществе «чаще, чем прежде, случаются увольнения консультантов» (Pearson, 1998, р. 55). В подобных случаях завершение более болезненно для клиентов и представляет собой почти испытание для консультантов. Время, планировавшееся на консультирование, внезапно заканчивается.

В случаях вынужденного завершения по инициативе консультанта все равно необходимо проанализировать прогресс в состоянии клиента, завершить отношения в течение определенного времени и осуществить перспективное планирование. Могут потребоваться и другие действия (Pearson, 1998). В их число может входить анализ консультантом собственного отношения к завершению, преодоление таких чувств, как досада, печаль, злость, опасения. Более того, консультанты должны учитывать будущие возможные потери клиентов и соответственно продумать, как каждый клиент будет справляться с последствиями прекращения отношений консультирования. Консультанты должны также позаботиться и о себе и, если потребуется, найти источник профессиональной и личной поддержки.

В ходе подготовки к завершению консультанты в отношениях с клиентами должны проявлять открытость в вопросах, касающихся их действий и намерений. Они должны выбрать подходящий момент для сообщения клиентам о завершении и дать возможность им непринужденно высказаться на этот счет. «Глубокая эмпатия является действенным средством помощи клиенту выразить и пережить целый ряд эмоций» (Pearson, 1998, р. 61). Урегулирование вопросов обращения к другому консультанту, если это требуется клиенту, также является важным моментом. Наконец, проблемой может оказаться сама процедура прощания и завершения отношений. Этот процесс может быть облегчен с помощью откровенного разговора или ритуалов.


Сейчас читают про: