По изучению курса метрологии

Методическая записка

Курс исторической метрологии представляет определенные трудности. Они связаны, прежде всего, с необычностью предмета изучения, особенностями терминологии, большим цифровым материалом, который необходимо запомнить и уметь использовать при работе с историческим источником.

Настоящие методические рекомендации призваны помочь студенту в изучении курса древнерусской метрологии, усвоении конкретно-метрологического материала и использовании его при анализе исторических источников.

В первом разделе даются методические рекомендации по изучению общих вопросов исторической метрологии как самостоятельной дисциплины, во втором — методические указания, позволяющие глубже и полнее усвоить конкретно-метрологические данные в объеме, предусмотренном программой курса вспомогательных исторических дисциплин исторических факультетов российских университетов. Третий раздел составляют методические рекомендации по решению метрологических задач. Их сопровождают таблицы, дающие наглядное представление о соотношении основных единиц измерения и денежного счета в дореволюционной России.


Общие методические рекомендации

по изучению курса метрологии

как вспомогательной исторической дисциплины

Характеризуя метрологию как вспомогательную историческую дисциплину, которая изучает историю сложения и развития различных систем измерения (длины, площади, объема, веса) и денежного счета, студент должен не только дать ей определение, но и обратить внимание на особенности объекта, предмета, задач и методов ее изучения, уметь раскрыть взаимосвязь между этими понятиями. Важно усвоить, что без выделения их специфики невозможно говорить о метрологии как особой дисциплине.

Не следует смешивать понятие объекта и предмета исторической метрологии. Если под объектом изучения в современной науке понимается то, на что направлена познавательная деятельность человека, то предметом изучения являются стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Студент должен усвоить, что объектом изучения исторической метрологии являются все вещественные и письменные исторические источники, донесшие до нас названия единиц измерения и счета, дающие представление о соотношении этих единиц и их реальных размерах. К числу вещественных источников такого рода относятся: образцовые меры – эталоны; их копии, употреблявшиеся в быту (линейки, гири, емкости); памятники, имеющие стандартные размеры (архитектурные сооружения, строительные материалы, некоторые предметы быта, монеты и т.п.). Письменные метрологические источники включают: законодательные акты, касающиеся введения новых или унификации существующих единиц измерения; справочники и словари, упоминающие различные меры; всевозможные описания, сопровождающиеся указаниями размеров; случайные упоминания мер и размеров в различных повествовательных источниках.

Предметом же изучения исторической метрологии являются единицы измерения и денежного счета и их соотношения.

Необходимо обратить внимание на то, что задачи всякой дисциплины, в том числе метрологии, и методы их решения определяются спецификой объекта и предмета ее изучения.

Задачи, решаемые исторической метрологией, можно разделить на теоретические (изучение систем мер в историческом развитии), прикладные (перевод мер, встречающихся в источниках, в метрическую систему) и информативные (решение с помощью данных и методов метрологии источниковедческих и исторических проблем).

К числу теоретических задач относятся: установление названий единиц измерения и их соотношения, а также выяснение размеров этих единиц в метрических мерах. На основании полученных результатов разрабатываются методы пересчета из одной системы мер в другую, с помощью которых на практике осуществляется перевод метрологических данных источников в ныне общепринятые метрические единицы, что составляет комплекс задач прикладного характера. В число информативных задач метрологии входит установление подлинности исторических источников, выяснение вопросов их происхождения и состава, степени достоверности их информации, решение отдельных проблем экономической, политической, социальной и культурной истории общества.

Методы решения этих задач определяются особенностями объекта и предмета изучения исторической метрологии. К числу важнейших методов, используемых этой дисциплиной, относятся: лингвистический анализ названий мер; сравнение результатов измерения одного и того же объекта, выраженных в различных системах измерения, в том числе сопоставление результатов обмеров, произведенных в прошлом, с данными современных измерений; выявление сходных величин на основе сопоставления размеров объемов и веса однотипных вещественных источников, относящихся приблизительно к одному времени; измерение в метрических единицах сохранившихся эталонов мер и их копий.

Тема 1. Меры и денежный счет Древней Руси (X – начало ХII в.).

Студенту необходимо помнить, что метрические значения мер, встречающихся в источниках по истории Киевской Руси, в подавляющем большинстве случаев могут быть определены только приблизительно. Нельзя забывать и то, что для многих мер (например, «села» и «плуга», употреблявшихся для измерения площади участков, «кади» и ее частей, «уборка», «лукна», применявшихся для измерения сыпучих тел, «бочки» как меры жидкости) пока не установлены соответствия в единицах метрической системы. Следует также учитывать, что некоторые меры Древней Руси, в частности, все линейные меры, могли иметь несколько значений. Это затрудняет их перевод в ныне принятую систему метрических единиц. Необходимо иметь в виду, что в Киевской Руси ряд мер не имел сколько-нибудь строго установленной величины («вержение камня» – от 30 до 50 м; «перестрел» – от 50 до 105 м; «день пути» – от 25 до 80 км).

Основные соотношения мер периода Древнерусского государства даны в таблицах 1, 2, 8, 13, 19, 22, 26, 27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: