double arrow

Центральность положения


Для Центральной России это – широкое понятие, характеризующее его различные стороны.

 Физико-географическое положение в центре Русской равнины

 Удачное военно-стратегическое положение (безопасность от внешних вторжений имело междуречье Оки и Волги)

А) Макроположение России – по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 17.075 млн. кв.км. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части - 2/3, Дальний Восток – 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата полезными ископаемыми) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политики – индивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени), субсидии на развитие, поддержание социально-бытовой инфраструктуры и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% населения России, тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.

Б) Мезоположение России – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10 (Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов миграционные потоки, перераспределение трудовых ресурсов, формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в Поволжье, Урале, большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы (монголы, китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Екатеринбург, Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным границам России и расположенные на транзитных путях в Европу – Карелия, Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и Западная Сибирь; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций – Северный Кавказ, республика Коми, Магаданская обл.

В) Микроположение России – положение по отношению к пограничным соседям. На юго-востоке участка границы (Северная Карелия, Китай) замыслились начинания под эгидой ООН о создании международной зоны свободной торговли по типу современного Гонконга, будет называться Восточный Роттердам. Будет с крупным портовым комплексом, мощной инфраструктурой, есть заинтересованные инвесторы. Правительство России занимает участие с июня 1995 года. В этом плане не плохая перспектива для Калининградской области (зона – Янтарь).

В свою очередь возможности (ЭГП) во многом определяются транспортно- географическим положением страны. Российская империя и Советский Союз имели четыре основных выхода в Мировой океан: во-первых, Балтийский, "прорубленный" Петром I в XVIII в. (Петербург, порты Прибалтики); во-вторых, Черноморский; в-третьих, Северный; в-четвертых, Тихоокеанский. С распадом СССР, образованием независимых государств возможности России для самостоятельного выхода к морским торговым путям резко сужаются на первых двух выходах – Балтийскому и Черноморскому.

У России на Балтике из крупных портовостались Санкт-Петербургский(Ленинградский) порт с грузооборотом в 11 млн. тонн и небольшие по мощности ВыборгскийиКалининградский порты, причем Выборгский порт отчасти используется Финляндией, в то время как Таллинн, Вентспилс, Рига, Клайпеда стали портами новых независимых государств с грузооборотом около 75 млн. тонн.

Аналогичное положение сложилось в Черноморско-Азовском бассейне, где Россия имеет всего два порта: НовороссийскиТуапсе (60 млн. тонн). В то же время порты Украины (Одесса, Ильичевск, Херсон, Измаил, Мариуполь), а также порты Грузии (имея грузооборот в 100 млн. тонн) рассчитаны на многочисленные грузы других стран СНГ, прежде всего России.

В России хорошо развит железнодорожный, автомобильный и водный транспорт. Самый дорогой из них – железные дороги. В большинстве крупных городов есть международные или национальные аэропорты. Существуют также аэропорты для вертолетов. Для транспортировки сырья и нефти используются трубопроводы и водный транспорт.


Сейчас читают про: