Техника 1. «Общее расфиксирование»

Основные способы расфиксирования идеи. Определите те способы, которыми фиксированная идея служила клиенту.

• Исследуйте последствия использования и неиспользования идеи.

• Поместите идею в ситуацию.

Упражнение 1. «Определение пользы фиксированной идеи»

Часто в ответ на некоторые вопросы человек выдает длинный список того, в чем фиксированная идея полезна для него. Это как бы автоматическое явление, которое способствует высвобождению идеи. Поэтому, если такое происходит, просто дайте клиенту перечислить все свои обоснования. Если вопрос не вызывает особой реакции, попробуйте другой.

«Чего______помогла тебе достичь?»

«Что______помогла тебе предотвратить?»

«Что______позволяет тебе делать?»

«Что______позволяет тебе иметь?»

«Кем______позволяет тебе быть?»

«Что правильно в______?»

«Какие преимущества______?»

«Как можно использовать______против других?»

«Ставит ли______других в невыгодное положение?»

«К чему______тебя привела?»

«От чего______тебя отвела?»

«Решением чего была______?»

«Что______решила?»

Упражнение 2. «Изучение последствий»

В зависимости от того, какая это фиксированная идея, изучение последствий может быть основной задачей или задачей неадекватной. Оно особенно полезно для тех фиксированных идей, когда человек должен или не может делать чего-то. Обычно человек на самом деле не изучал окончательные последствия выполнения или невыполнения того, о чем он говорит. Поэтому мы просто спрашиваем, что бы произошло, если бы он сделал это или если бы идея была истинной, и что бы произошло, если бы он не сделал этого или если бы идея была ложной. А еще – чего бы не произошло. Мы спрашиваем в основном о положительных вещах, а не о жалобах на проблемы. Мы стараемся показать, что всегда есть то, что человек получает, и то, что он теряет, независимо его выбора.

«Что случится, если ты сделаешь______?»

«Что случится, если ты не сделаешь______?»

«Чего не случится, если ты сделаешь______?»

«Чего не случится, если ты не сделаешь______?»

Упражнение 3. «Поместить идею в ситуацию»

Мы стремимся к тому, чтобы человек научился обдумывать эту идею. Для этого ему нужно уметь сопоставлять ее с другими идеями и с разными ситуациями. Поэтому, когда мы уже более или менее высвободили идею другими методами, можно попросить человека сделать это:

«В чем ценность______?»

«В чем важность______?»

«Когда______может быть подходящей идеей?»

«Когда______может быть неподходящей идеей?»

«С чем можно сравнить______?»

«Куда______подходит?»

Работа с фиксированной идеей завершена, когда наш клиент может принять или отбросить ее, когда у него есть выбор насчет нее и когда она превратилась из фиксированной неопределенности в гибкий принцип.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: