double arrow

Основные исторические этапы развития психологии как науки

Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки по­нять, распознать, изучить и описать психику чело­века. Одним из первых направлений был анимизм, ко­торый рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. Анимизм рассматривал именно по­ведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру. Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым, границы между живым, неживым и психи­ческим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Совершенно новую сторону познания этих явле­ний открыла деятельность философов-софистов (от греч софия - «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека закона­ми, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей». В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души. Первым направлением стало объяснение психи­ки, исходя из законов движения и развития мате­риального мира, из идеи об определяющей зависи­мости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Только после того как была осмыслена произволь­ность жизни души от физического мира, их внутрен­нее родство, а тем самым - и необходимость изу­чать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим свое­образие ее объектов. Второе направление античной психологии, со­зданное Аристотелем, ориентировалось преимуще­ственно на живую природу, исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является фор­мой жизни, выдвижение на передний план психо­биологической проблемы было крупным шагом впе­ред. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространствен­ные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организа­ции поведения живых систем. Третье направление ставило душевную деятель­ность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культу­рой, а именно от понятий, идей, этических цен­ностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процес­сов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Пла­тона, отчуждены от материального мира, от реаль­ной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно вос­принимаемых телом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: