double arrow

Политические и правовые учения в Древней Греции (Софизм. Учения Платона и Аристотеля)

Софизм.

Полисы - небольшие государственные образования. Обычно это город с прилежащими к нему территориями.

Характерным признаком общественно-политической жизни полисов в VII —V вв. до н. э. являлась борьба между родовой аристократией и свободными гражданами.

В результате политической борьбы власть в полисах приобретала формы:

1. аристократии - власть захватывали знатные;

2. демократии - удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса;

3. тирании - узурпации власти группой лиц;

4. олигархии, состоящей из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения.

Бурный рост науки, техники и знаний о мире привел к размежеванию науки и религии.

Политика и право становятся предметом исследования. Сложная социальная структура полисов требовала выработки полноценного законодательства, к-е должно было регламентировать все сферы жизнедеятельности общества.

Одними из ярких представителей античной политико-правовой мысли были софисты (мудрецы).Школа софистов сложилась в Афинах во второй половине V в. до н. э. Это был период наивысшего расцвета Афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в управлении государством.

Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, - время, место, условия, состояние человека и т. д. Соответственно, и законы есть некая максимально обобщенная сумма всех представлений о благе.

Старшие софисты (отцы-основатели) – Протагор, Горгий. Протагор считает мерой всех вещей человека. И поскольку люди равны м/у собой справедливым и правомерным явл. демократической стратой.

Горгий считал писаный закон искусственным порождением, закреплением права сильного. От него необходимо отличать божественный справедливый закон.

Младшее поколение занималось изучением позитивного права. Оно толковалось как изменчивое, временное, зависимое от воли законодателей. Скептически относились к справедливости, считали что это то, что выгодно сильнейшему.

Софисты проповедовали нравственный и правовой релитизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: