Итоговая оценка в сумме по 3-м заданиям и заключение о развитии ребенка

- от 3-х до 6-ти баллов - развитие выше среднего

- от 7-и до 11-ти баллов - средний уровень

- от 12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.

Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо углублённо обследовать, т.к. среди них могут быть умственно отсталые.

4. Методика "Пиктограммы"

Источник: Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.

Цель: исследование характера мыслительной деятельности, уровня сформированности опосредованного мышления, опосредованного запоминания и его продуктивности.

Инструкция: "Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».

Далее дается любые 6 слов из примерного набора слов и словосочетаний:

1. Веселый праздник.

2. Тяжелая работа.

3. Развитие.

4. Вкусный ужин.

5. Смелый поступок.

6. Болезнь.

7. Счастье.

8. Разлука.

9. Дружба.

10. Темная ночь.

11.Печаль.

12. Холодное утро.

13. Богатство.

Воспроизведение материала осуществляется через 40-60 мин.

Интерпретация.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений ребенка, особенности его индивидуального опыта, а также его способность к абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов:

1. Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.

2. Знаково-символические (З) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т.п.).

3. Конкретные (К) - конкретные предметы.

4. Сюжетные (С) - изображаемые предметы.

5. Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком прославляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. Затем можно сделать вывод о характере мыслительных процессов в зависимости от наиболее часто употребляемого вида.

Если ребенок пользуется абстрактными и знаково-символическими изображениями, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди стремятся в мыслительной деятельности к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.

Дети, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением.

В случае преобладания конкретных изображений можно говорить о преобладании конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями.

По качеству рисунков можно определить истощаемость психических процессов. Об этом свидетельствует нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу выполнения задания.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки и воспроизведение словесного материала при этом происходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

В норме для детей характерно:

· способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий

· преобладание атрибутивных и конкретных образов, не имеющих индивидуальной значимости

· высок показатель адекватности, обязательным является наличие, по крайней мере, 2-х или 3-х стандартных образов

· высока продуктивность запоминания

· характерна "нормальная" упорядоченность композиции. Размеры рисунка таковы, что вся методика в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне тетрадного листа

Следует обратить особое внимание в тех случаях, когда ребенок:

· не понимает смысл задания

· не может выбрать образ на абстрактные понятия

· не изображает геометрических и грамматических символов, оригинальных образов

· не использует атрибутивных и метафорических образов (встречаются лишь самые банальные)

· многократно повторяет один и тот же образ

· изображает "выхолощенные символы" (как проявление недостаточного понимания задания)

Все это может свидетельствовать о снижении интеллекта или органических заболеваниях головного мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: