После того, как экзаменатор сделал вам замечание, очень важно показать, что вы сразу же разобрались в его сути. В этом случае ваша предыдущая ошибка будет оценена как случайная. Если же у экзаменатора возникнет подозрение, что вы не поняли, в чем дело, то он будет считать вашу ошибку закономерным проявлением низкого уровня знаний.
Показать, что вы правильно оценили замечание, можно различными способами: кивнуть головой, сказать "да" и т.д. Но лучше всего это сделать, используя следующие приемы:
а) сравнение с фактами из других разделов сдаваемого предмета. Например: "Да, да, понимаю. Это согласуется так же, как... в...";
б) понимание, что обратная постановка вопроса приведет к противоречию. Например: "Да, верно. Иначе... А тогда...";
в) ссылку на авторитет. Например: "Да, да, ведь... еще в XIX веке говорил..."; "Да, конечно, это так, ведь высказывание... об... говорит о том...".
"Дымовая завеса".
Этот прием применяется в тех случаях, когда экзаменатор, заметив у вас ошибку, ловит вас на слове. Например:
Экзаменатор (удивленно): "Вы сказали, что дельфины - это рыбы?!"
Абитуриент (спокойно, сдержанно, но быстро): "Нет, на самом деле, естественно, это не так. Конечно, они живут в воде, но... в действительности... хотя многие считают... но на самом деле...".
Для того чтобы пользоваться этим приемом, необходима твердая уверенность в своей правоте и высокая скорость постановки "дымовой завесы" вокруг ошибки. Если слова, даже правильные, вы будете говорить слабым, неуверенным голосом, лучше не используйте этот прием.
Еще раз напомним вам: никогда не вступайте в прямой спор с экзаменатором по поводу его замечаний, нейтрализуйте их. косвенно.
Как и когда отвечать на дополнительные вопросы?
Дополнительные вопросы условно делятся на уточняющие, наводящие, альтернативные, собственно дополнительные и неожиданные.