double arrow

Согласие


После того, как экзаменатор сделал вам замечание, очень важно показать, что вы сразу же разобрались в его сути. В этом случае ваша предыдущая ошибка будет оценена как случайная. Если же у экзаменатора возникнет подозрение, что вы не поняли, в чем дело, то он будет считать вашу ошибку закономерным проявлением низкого уровня знаний.

Показать, что вы правильно оценили замечание, можно различными способами: кивнуть головой, сказать "да" и т.д. Но лучше всего это сделать, используя следующие приемы:

а) сравнение с фактами из других разделов сдаваемого предмета. Например: "Да, да, понимаю. Это согласуется так же, как ... в ...";

б) понимание, что обратная постановка вопроса приведет к противоречию. Например: "Да, верно. Иначе... А тогда...";

в) ссылку на авторитет. Например: "Да, да, ведь ... еще в XIX веке говорил ..."; "Да, конечно, это так, ведь высказывание ... об ... говорит о том ...".

"Дымовая завеса".

Этот прием применяется в тех случаях, когда экзаменатор, заметив у вас ошибку, ловит вас на слове. Например:

Экзаменатор (удивленно): "Вы сказали, что дельфины - это рыбы?!"

Абитуриент (спокойно, сдержанно, но быстро): "Нет, на самом деле, естественно, это не так. Конечно, они живут в воде, но... в действительности... хотя многие считают... но на самом деле...".

Для того чтобы пользоваться этим приемом, необходима твердая уверенность в своей правоте и высокая скорость постановки "дымовой завесы" вокруг ошибки. Если слова, даже правильные, вы будете говорить слабым, неуверенным голосом, лучше не используйте этот прием.

Еще раз напомним вам: никогда не вступайте в прямой спор с экзаменатором по поводу его замечаний, нейтрализуйте их . косвенно.

Как и когда отвечать на дополнительные вопросы?

Дополнительные вопросы условно делятся на уточняющие, наводящие, альтернативные, собственно дополнительные и неожиданные.


Сейчас читают про: