Психологические подходы
В теориях, объясняющих природу агрессии можно выделить три основных подхода. Все они отражают воззрение и эмпирический опыт психологических школ различного направления.
Агрессия как инстинктивное поведение.
Данное направление, представленное такими учеными как З. Фрейд, К.Лоренц, Г. Маркузе в объяснении агрессивного поведения отдает приоритет биологическому, наследственному фактору. Сущность данного подхода заключается в том, что агрессия понимается как врожденная безусловная поведенческая реакция.
С позиции психоанализа в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти (танатос). Первый рассматривается как стремления, направленные на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни. Второй несет собой энергию, направленную на разрушение и прекращение жизни. Его основное назначение «приводить органически живущие к состоянию безжизненности». Все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия либидо и танатоса, между которыми существует постоянное напряжение. Вследствие того, что существует острый конфликт между сохранением жизни и разрушением (либидо и танатосом), защитные психологические механизмы направляют энергию танатоса во вне, в результате чего агрессия выходит наружу и направляется на других. Если энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению психологического благополучия индивида.
|
|
В рамках этологии, основоположником которой является лауреат Нобелевской премии Лоренц, предрасположенность человека к агрессии объясняется тем, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим предкам - приматам, их выживание и адаптацию. Лоренц предполагал, что данный инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба видов рассеивает их представителей на ограниченном географическом пространстве, в условиях ограниченных пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство смогут наиболее сильные и энергичные особи. Наконец, агрессивные животные лучше защищают себя и свое потомство.
Однако на определенном этапе социальный прогресс, развитие культуры обогнали медленно изменяющуюся биологическую эволюцию человека, развитие тормозных механизмов агрессии, что неизбежно проявляется в ее периодических вспышках. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться, и создавать «давление» внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения.
|
|
Таким образом, теории инстинктов объясняют агрессию наследственным биологическим фактором, из чего следует, что человек никогда не сможет избавиться от своей агрессии (в самом деле, агрессия сопровождает человечество во всех временах и в различных социальных условиях). И поскольку накапливающаяся агрессивная энергия непременно должна быть отреагированна, единственным выходом остается направление ее в нужное русло.
Агрессия как ситуативно определяемое поведение.
Основоположником данного направления исследования человеческой агрессивности считается Джордж Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия – не биологически предопределенное влечение, а реакция на такую ситуацию, в которой организм лишается каких-либо существенных вещей или условий, попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей достижению удовольствия и эмоционального равновесия, то есть фрустрацию. Возникающее эмоциональное напряжение может быть разрешено либо путем удовлетворения фрустрированной потребности, либо путем агрессивных действий. Рассматриваемая теория утверждает что:
1.Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
2.Агрессия всегда является результатом фрустрации.
Возникая в тех случаях, когда существует помеха осуществлению условной реакции, величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к удовлетворению потребности и количества попыток к ее удовлетворению. Дальнейшие исследования показали, что существует ряд факторов тормозящих открытую демонстрацию агрессии, наиболее существенным, из которых является угроза наказания. «Степень замедления в любом акте агрессии варьируется в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием». Однако, оказывая сдерживающее влияние на проявление агрессивного поведения, в отдельной ситуации наказания не снимает возникающее эмоциональное напряжение, а, следовательно, актуальное побуждение к агрессии. Если индивидуума предостеречь от нападения на кого-либо наказанием, он все еще будет стремиться к агрессивным действиям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на совершенно другого человека, нападение на которого не ассоциируется с наказанием (эффект смещения). Снижение агрессивной мотивации связано с процессом катарсиса. Катарсис представляет собой совершение агрессивных действий – даже скрытые от наблюдения, непрямые, напрямую не связанные с фрустратором, которые снижают эмоциональное напряжение и, следовательно, снижают уровень побуждения к последующей агрессии. Подобным образом человек, получив хорошую «встряску» от начальника, которому он не сможет ответить, приходит домой и «отрывается» на своих близких, снимая эмоциональное напряжение.
Как и предыдущая концепция, фрустрационная теория не избежала замечаний в свой адрес. Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Изменения в эту теорию внес Л. Берковиц. Он признал, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. Л. Берковиц ввел три существенные поправки:
n фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
n даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;
n выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.
Таким образом, ситуативные теории объясняют происхождение агрессии особыми фрустрирующими обстоятельствами. Возникшее эмоциональное напряжение может быть устранено либо удовлетворением потребности, либо путем агрессивных действий.
|
|
Агрессия с точки зрения теории социального научения.
В теориях социального научения агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается точно также как и другие формы социального поведения. Схема анализа агрессивного поведения с позиции социального научения представлена на схеме 1.
Согласно А. Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
1) способов усвоения подобных действий.
2) факторов, провоцирующих их появление;
3) условий, при которых они закрепляются.
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действие, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения. Например, чтобы совершить выстрел, необходимо знать, как обращаться с оружием, какие движения будут болезненными при физическом контакте для жертвы и т.д. Необходимо отметить, что вклад биологического фактора в рамках теории социального научения не отрицается.
Однако влияние этого фактора ограничено. «Люди наделены нейропсихическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного
Агрессия приобретается посредством:
биологических факторов научения
(гормоны, нервная система); (непосредственный опыт, наблюдения и др.).
Агрессия провоцируется:
воздействием неприемлемым побудительными обращением мотивами
шаблонов
инструкциями эксцентричными
побуждениями
Агрессия регулируется
внешними поощрениями викарным подкреплением механизмами
и наказаниями (материальное (наблюдением за тем как саморегуляции
вознаграждение, неприятные поощряют и наказывают (гордость, чувство
последствия и др.) других за агрессию) вины и др.