double arrow

К объяснению агрессивного поведения


Психологические подходы

В теориях, объясняющих природу агрессии можно выделить три основных подхода. Все они отражают воззрение и эмпирический опыт психологических школ различного направления.

Агрессия как инстинктивное поведение.

Данное направление, представленное такими учеными как З. Фрейд , К.Лоренц, Г. Маркузе в объяснении агрессивного поведения отдает приоритет биологическому, наследственному фактору. Сущность данного подхода заключается в том, что агрессия понимается как врожденная безусловная поведенческая реакция.

С позиции психоанализа в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти (танатос). Первый рассматривается как стремления, направленные на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни. Второй несет собой энергию, направленную на разрушение и прекращение жизни. Его основное назначение «приводить органически живущие к состоянию безжизненности». Все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия либидо и танатоса, между которыми существует постоянное напряжение. Вследствие того, что существует острый конфликт между сохранением жизни и разрушением (либидо и танатосом), защитные психологические механизмы направляют энергию танатоса во вне, в результате чего агрессия выходит наружу и направляется на других. Если энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению психологического благополучия индивида.

В рамках этологии, основоположником которой является лауреат Нобелевской премии Лоренц, предрасположенность человека к агрессии объясняется тем, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим предкам - приматам, их выживание и адаптацию. Лоренц предполагал, что данный инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба видов рассеивает их представителей на ограниченном географическом пространстве, в условиях ограниченных пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство смогут наиболее сильные и энергичные особи. Наконец, агрессивные животные лучше защищают себя и свое потомство.

Однако на определенном этапе социальный прогресс, развитие культуры обогнали медленно изменяющуюся биологическую эволюцию человека, развитие тормозных механизмов агрессии, что неизбежно проявляется в ее периодических вспышках. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться, и создавать «давление» внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения.

Таким образом, теории инстинктов объясняют агрессию наследственным биологическим фактором, из чего следует, что человек никогда не сможет избавиться от своей агрессии (в самом деле, агрессия сопровождает человечество во всех временах и в различных социальных условиях). И поскольку накапливающаяся агрессивная энергия непременно должна быть отреагированна, единственным выходом остается направление ее в нужное русло.

Агрессия как ситуативно определяемое поведение.

Основоположником данного направления исследования человеческой агрессивности считается Джордж Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия – не биологически предопределенное влечение, а реакция на такую ситуацию, в которой организм лишается каких-либо существенных вещей или условий, попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей достижению удовольствия и эмоционального равновесия, то есть фрустрацию. Возникающее эмоциональное напряжение может быть разрешено либо путем удовлетворения фрустрированной потребности, либо путем агрессивных действий. Рассматриваемая теория утверждает что:

1.Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2.Агрессия всегда является результатом фрустрации.

Возникая в тех случаях, когда существует помеха осуществлению условной реакции, величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к удовлетворению потребности и количества попыток к ее удовлетворению. Дальнейшие исследования показали, что существует ряд факторов тормозящих открытую демонстрацию агрессии, наиболее существенным, из которых является угроза наказания. «Степень замедления в любом акте агрессии варьируется в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием». Однако, оказывая сдерживающее влияние на проявление агрессивного поведения, в отдельной ситуации наказания не снимает возникающее эмоциональное напряжение, а, следовательно, актуальное побуждение к агрессии. Если индивидуума предостеречь от нападения на кого-либо наказанием, он все еще будет стремиться к агрессивным действиям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на совершенно другого человека, нападение на которого не ассоциируется с наказанием (эффект смещения). Снижение агрессивной мотивации связано с процессом катарсиса. Катарсис представляет собой совершение агрессивных действий – даже скрытые от наблюдения, непрямые, напрямую не связанные с фрустратором, которые снижают эмоциональное напряжение и, следовательно, снижают уровень побуждения к последующей агрессии. Подобным образом человек, получив хорошую «встряску» от начальника, которому он не сможет ответить, приходит домой и «отрывается» на своих близких, снимая эмоциональное напряжение.

Как и предыдущая концепция, фрустрационная теория не избежала замечаний в свой адрес. Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Изменения в эту теорию внес Л. Берковиц. Он признал, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. Л. Берковиц ввел три существенные поправки:

n фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

n даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

n выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Таким образом, ситуативные теории объясняют происхождение агрессии особыми фрустрирующими обстоятельствами. Возникшее эмоциональное напряжение может быть устранено либо удовлетворением потребности, либо путем агрессивных действий.

Агрессия с точки зрения теории социального научения.

В теориях социального научения агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается точно также как и другие формы социального поведения. Схема анализа агрессивного поведения с позиции социального научения представлена на схеме 1.

Согласно А. Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1) способов усвоения подобных действий.

2) факторов, провоцирующих их появление;

3) условий, при которых они закрепляются.

Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действие, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения . Например, чтобы совершить выстрел, необходимо знать, как обращаться с оружием, какие движения будут болезненными при физическом контакте для жертвы и т.д. Необходимо отметить, что вклад биологического фактора в рамках теории социального научения не отрицается.

Однако влияние этого фактора ограничено. «Люди наделены нейропсихическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного

Агрессия приобретается посредством:

биологических факторов научения

(гормоны, нервная система); (непосредственный опыт, наблюдения и др.).

Агрессия провоцируется:

воздействием неприемлемым побудительными обращением мотивами

шаблонов

инструкциями эксцентричными

побуждениями

Агрессия регулируется

внешними поощрениями викарным подкреплением механизмами

и наказаниями (материальное (наблюдением за тем как саморегуляции

вознаграждение, неприятные поощряют и наказывают (гордость, чувство

последствия и др.) других за агрессию) вины и др.


Сейчас читают про: