Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф

80 - 90-е годы прошлого столетия, охарактеризовались в нашей стране не только социальными и экономическими потрясениями, но также тяжелыми антропогенными и природными катаклизмами, которые сопровождались крупным материальным ущербом и значительными человеческими жертвами.

Опыт ликвидации медицинских последствий природных и техногенных катастроф в ряде регионов (Ивановская область, 1984 г., Чернобыльская АЭС, 1986 г., Арзамас, 1988 г., Армения, 1988 г., Уфа 1989 г.) показал слабую готовность медицинского персонала к оказанию медицинской помощи пострадавшим и использованию наиболее эффективных форм и методов работы.

8 февраля 1991 года Министром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В дальнейшем по предложению Минздрава РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. № 420 создана Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), объединившая соответствующие службы Министерства здравоохранения РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства путей сообщения РФ, другие учреждения и формирования исполнительной власти. В постановлении указывается, что сохранение жизни и здоровья населения страны при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) является важнейшей государственной задачей.

В соответствии с этим документом, а также правительственным постановлением от 5 ноября 1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительством РФ 28 февраля 1996 г. принято постановление № 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", этим постановлением введены в действие: "Положение о Всероссийской службе медициныкатастроф" и "Положение о межведомственных координационных комиссиях ВСМК".

Анализ опыта работы с момента организации ВСМК подтвердили государственную важность этого решения и правильность положений, принятых при создании службы. Суть их заключается в том, что ВСМК должна:

-базироваться на государственной системе страны, ее правовых и моральных принципах;

-являться подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), иметь вертикальную структуру, включающую федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни;

-эффективно взаимодействовать с РСЧС на всех уровнях с учетом приоритетных задач, возложенных на службу;

-функционально объединять силы и средства всех министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, местного и объектового уровней, предназначенных для участия в предупреждении ЧС, ликвидации и уменьшении тяжести их последствий;

-быть универсальной, находиться в постоянной готовности к ликвидации любых по характеру, масштабу и месту возникновения ЧС, иметь жесткую систему управления, четкую структуру по подготовке и организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, максимально использовать возможности здравоохранения страны.


8. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК.

Служба медицины катастроф – функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), и представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, методов управления здравоохранением и технологией оказания экстренной медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях и предназначена для медицинского обеспечения населения в них.

Перед Всероссийской службой медицины катастроф стоят следующие основные задачи:

организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

создание, подготовка и поддержание в высокой степени готовности органов управления, формирований, учреждений и личного состава службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести их последствий;

прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пострадавших, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности;

разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения населения при чрезвычайных ситуациях;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и территориях, прилегающих к ним;

сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений;

подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;

разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях;

создание и рациональное использование резервов медицинского имущества для ВСМК, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов;

научно-исследовательская работа по проблемам теории и практики медицины катастроф;

международное сотрудничество.


9. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для рабо­ты в чрезвычайных ситуациях.

9. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для рабо­ты в чрезвычайных ситуациях.

Санитарно-эпидемиологический надзор за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и решает следующие задачи:

• разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей среды;

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов;

• научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологической, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• разработка методических основ гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;

• изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиологической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;

• взаимодействие органов управления, учреждений и формирований службы медицины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке;

• использование международного опыта в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:

• государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность се сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей;

• единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельностии возможностям учреждений и формирований службы;

• дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

• взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами.


10. Лечебно-эвакуационное обеспечение (ЛЭО) ЧС. Цель и принципы ЛЭО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: