1. Независимость. Понятие «независимость Бога» определяется следую-щим образом: Бог не нуждается ни в нас, ни в остальном творении, и все же мы и остальное творение можем прославлять Его и приносить Ему радость. Этот атрибут Бога иногда называют Его самодостаточностью или асеизмом (от ла-тинских слов a se, которые означают «от себя»).
Писание во многих местах утверждает, что никакая часть творения не нуж-на Богу для Его существования или для каких-либо других целей. Бог абсо-лютно независим и самодостаточен. Павел заявляет афинянам: «Бог, сотво-ривший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотво-ренных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25). Суть этого высказывания заключается в том, что Бог не нуждается в человечестве ни при каких обстоятельствах.
Бог спрашивает Иова: «Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое» (Иов. 41:3). Никто не дал Богу ничего такого, что уже не произошло от Бога, Который все сотворил. Также в Слове Божьем читаем: «...ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:10—12).
|
|
Прежде иногда полагали, что Бог сотворил людей потому, что Он был оди-нок и нуждался в общении. Если бы это было так, то, безусловно, означало бы, что Бог не является совершенно независимым. Это означало бы, что Бог нуждался в сотворении человека для достижения полного счастья или совер-шенства в Своем личном существовании.
Однако в словах Иисуса есть конкретные указания на неверность подоб-ного представления. Иисус молился: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Это указывает на то, что еще до творения между Отцом и Сыном существовало общение славы (sharing of glory). Далее Иисус говорит Отцу: «Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). До акта творения между Отцом и Сыном существовали любовь и общение.
Эти тексты прямо говорят нам о том, что мы можем узнать из учения о Троице: между лицами Троицы вечно существовали совершенная любовь, связь и общение. Тот факт, что Бог — это три личности и при этом единый Бог, означает, что Бог не был одинок, и у Него не было недостатка в личном обще-нии до творения. Эта любовь, а также межличностное общение и общение ела-вы всегда были и всегда будут гораздо более совершенными, чем любое обще-ние, которое в принципе возможно между нами, конечными человеческими существами, и Богом. И, поскольку второй из процитированных выше сти-хов говорит о той славе, которую Отец дал Сыну, мы должны понять, что здесь речь идет о таком даровании славы лицами Троицы друг другу, которое далеко превосходит славословие всего творения.
|
|
Что же касается существования Бога, то это учение также напоминает нам, что только Бог существует посредством Своей Собственной природы и что Он не был сотворен и никогда не возникал (из небытия). Он был всегда. Это очевидно из того факта, что все существующее было сотворено Им («Ибо
Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» [Отк. 4:11]; утверждения о том же самом содержатся также в Ин. 1:3; Рим. 11:35,36; 1 Кор. 8:6). Моисей говорит нам, что Бог существовал до творения: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89:3). Независимость Бога также очевидна из Его собственного опре-деления: «Бог сказал Моисею: Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх. 3:14). Этоутверж-дение можно также перевести: «Я буду Тем, Кем Я буду», однако в обоих слу-чаях суть одна — существование Бога и Его качества определяются только Им Самим и не зависят ни от чего и ни от кого. Это означает, что бытие Бога всегда было и всегда будет в точности таким, каково оно есть. В Своем суще-ствовании или в Своих свойствах Бог не зависит ни от какой части творения. И без творения Бог был бы бесконечно любящим, бесконечно справедливым, вечным, всеведущим, троичным и т. д.
Бытие Бога также есть нечто совершенно уникальное. Дело не просто в том, что Бог не нуждается в творении для чего бы то ни было, — Бог не может нуждаться в творении для чего бы то ни было. Различие между творением и Творцом — это колоссальное различие, так как Бог существует в бытии, прин-ципиально иначе организованном. Дело обстоит не таким образом, что мы существуем и Бог существует, как и всегда существовал; суть заключается в том, что Бог необходимо существует бесконечно лучшим, мощным и совер-шенным образом. Различие между бытием Бога и нашим бытием более вели-ко, чем различие между солнцем и свечой, между океаном и дождевой каплей, арктическим льдом и снежинкой, между вселенной и комнатой, в которой мы находимся. Бытие Божье — это качественно иное бытие. На наше представле-ние о Боге невозможно спроецировать никакого ограничения или несовершен-ства творения. Он — Творец; все прочее — тварно. Все прочее может прейти вмиг; Он — необходимо существует вечно.
Уравновешивающим по отношению к этому учению будет утверждение о том, что мы и прочее творение можем славить Бога и приносить ему радость. Об этом следует сказать для того, чтобы предостеречь от представления о том, что независимость Бога делает нас существами, лишенными значимости. Кто-то может спросить себя: «Если Бог не нуждается в нас, то разве мы име-ем какое-то значение? Есть ли какой-то смысл в нашем существовании или в существовании прочего творения?» В ответ следует сказать, что на самом деле мы очень значимы, поскольку Бог сотворил нас и определил тот факт, что мы будем для Него значимы. Таково высшее определение подлинной зна-чимости.
Бог говорит о Своих сыновьях и дочерях от концов земли: «Каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устро-ил» (Ис. 43:7). Хотя никакой необходимости творить нас у Бога не было, Он решил сделать это, обладая абсолютной свободой выбора. Он решил, что со-творит нас для того, чтобы мы прославили Его (ср.: Еф. 1:11,12, Отк. 4:11).
Верно также и то, что мы способны принести Богу истинную радость и наслаждение. Один из самых поразительных фактов в Писании заключается в том, что Бог действительно наслаждается Своим народом и радуется о нем. Исайя пророчествует о восстановлении народа Божьего:
|
|
И будешь венцем славы в руке Господа и царскою диадемою — на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благово-лит к тебе, и земля твоя сочетается. <...> ...Как жених радуется о невес-те, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:3—5).
Также и Софония пророчествует: «Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17,18). Бог не нуждается в нас, но поразительно — Он избирает нас для того, чтобы радоваться о нас и позволяет нам приносить радость Его сердцу. В этом — основание значимое-ти жизни всего народа Божьего. Быть значимым для Бога — значит быть зна-чимым в наивысшем смысле. Невозможно представить себе более высокую степень личной значимости.
2. Неизменность. Мы можем определить понятие «неизменность Бога» еле-дующим образом: Бог неизменен в Своем бытии, совершенстве, намерениях и обетованиях, и все же Бог действует и испытывает эмоции, и Он действует по-разному и испытывает разные эмоции в разных обстоятельствах?. Этот ат-рибут Бога называется также непреложностью Бога.
1) Свидетельство Писания. В Псалме 101 мы находим противопоставле-ние таких явлений, которые мы считаем неизменными, подобно небу и земле, с одной стороны, и Бога, с другой стороны. Псалмопевец говорит:
В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погиб-нут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кон-чатся (Пс. 101:26—28)6.
5 Четыре основные понятия (бытие, совершенство, намерения, обетования), кото-рые описывают, каким именно образом Бог неизменен, взяты из книги: Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1939,1941), p. 58.
6 Немаловажно, что этот текст цитируется в Евр. 1:11,12 в связи с Иисусом Христом. В Евр. 13:8 о неизменности также говорится в применении к Христу: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Таким образом, Бог-Сын также полностью разделяет этот атрибут Божий.
|
|
Бог существовал еще до того, как были сотворены небо и земля, и будет существовать и спустя долгое время после того, как они будут уничтожены. Бог изменяет вселенную, но Сам Он, напротив, остается «тот же».
В связи со Своим собственным долготерпением и милосердием Бог гово-рит: «Ибо>7— Господь, Яне изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничто-жились» (Мал. 3:6). Здесь Бог использует общее утверждение о Своей неиз-менности для того, чтобы показать конкретный аспект этой неизменности.
Иаков напоминает своим читателям, что всякое доброе даяние в ко-нечном счете исходит от Бога, «у Которого нет изменения и ни тени переме-ны» (Иак. 1:17). Он рассуждает так: если всякое доброе даяние всегда ис-ходит от Бога, то мы можем быть уверены, что в будущем получим от Него только доброе, поскольку Его качества не меняются даже в самой малой степени.
Данное выше определение говорит о том, что Бог неизменен не в том, что можно себе представить, а в том, о чем говорит само Писание. Процитиро-ванные выше тексты Писания говорят как о бытии Бога, так и об определен-ных Его качествах. Из этого мы можем заключить, что Бог неизменен, по край-ней мере, в Его «бытии» и в Его «совершенстве» (т. е. в Его атрибутах и в раз-личных аспектах Его природы).
Великий датский богослов Герман Бавинк отмечает, что неизменность бытия Бога имеет огромную важность для выявления различий между Твор-цом и творением и для нашего поклонения Богу:
Учение о непреложности Бога имеет для религии огромное значе-ние. Противопоставление бытия и становления характеризует различие между Творцом и творением. Каждое творение непрерывно пребывает в процессе становления. Оно изменчиво, постоянно стремится куда-то, влекомое жаждой покоя и удовлетворения, и находит этот покой в Боге, в Нем одном, ибо Он один — чистое бытие вне становления. Поэтому в Писании Бог часто называется скалой...7
Данное выше определение утверждает также неизменность, или непрелож-ность, Бога в отношении Его намерений. «Совет же Господень стоит вовек; по-мышления сердца Его — в род и род» (Пс. 32:11). (Евр. עצה означает как «со-вет», так и «цель, намерение». Под влиянием библейского употребления анг-лийское слово соите/также приобрело значение «намерение». — Примеч. пер.) Это общее утверждение о намерениях Бога подтверждается множеством сти-хов о конкретных планах или намерениях Бога, которые существовали у Него вечно (Мф. 13:35; 25:34; Еф. 1:4,11; 3:9,11; 2 Тим. 2:19; 1 Пет. 1:20; Отк. 13:8). Если Бог определил, что Он желает что-либо свершить, то Его намерение неиз-менно, и задуманное будет свершено. Через Исайю Бог заявляет, что в этом с Ним никто не может сравниться:
7 Herman Bavinck, The Doctrine of God, trans, by William Hendriksen (Edinburgh: Banner of Truth, 1977, reprint of 1951 ed.), p. 149.