Отрывок для запоминания

Неем. 9:6:

Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются.

ГЛАВА 15

Провидение Божье

Если Бог все контролирует, то какое значение могут иметь наши поступки? Что такое установления Божьи?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Если мы признаем, что Бог — это всемогущий Творец (см. гл. 15), то ло-гично заключить из этого, что Он также управляет всем миром и оберегает его. Хотя в Писании слово «провидение» не употребляется, этим термином тра-диционно обозначают постоянный процесс раскрытия Богом Своего отноше-ния к творению. Если мы принимаем библейское учение о провидении, мы избегаем широко распространенных ошибок в понимании отношения Бога к творению. Библейское учение — это не деизм (который учит, что Бог сотворил мир, а затем, по сути, прекратил с ним всякие отношения), не пантеизм (кото-рый учит, что творение само в себе не обладает реальным, отдельным суще-ствованием, а просто является частью Бога), а провиденциализм, который учит, что, хотя Бог постоянно связан с творением, творение существует отдельно от Него. Кроме того, библейское учение говорит о том, что события в творении определены не случаем (или случайностью) и не безличным роком (детерми-низм), а Богом, Который личен, и при этом является бесконечно могуществен-ным Творцом и Господом.

Понятие «провидение Божье» мы можем определить следующим образом: Бог постоянно связан со всем, что Он сотворил: 1) Он поддерживает его суще-ствование и те особенности, с которыми Он сотворил все; 2) взаимодействует с сотворенными вещами в каждом акте, управляя их отличительными особен-тетями и определяя именно те действия, которые ими совершаются; и 3) управ-ляет ими для исполнения Своих целей.

В этом определении можно выделить три подраздела, соответствующих трем элементам: 1) сохранение, 2) содействие, 3) управление.

Мы рассмотрим все эти три темы по отдельности, а затем исследуем раз-личные взгляды на учение о провидении и возражения против этого учения. Следует отметить, что, начиная с самого раннего периода истории Церкви, среди христиан существовали серьезные разногласия по вопросу об этом уче-нии, в особенности в связи с отношением Бога к свободе выбора. В настоя-щей главе мы сначала представим краткое изложение позиции, с точки зрения

которой написана эта книга (часто ее называют «реформатской» или «каль-винистской» точкой зрения)1, а затем рассмотрим аргументы, выдвигаемые сторонниками другой точки зрения (которую обычно называют арминиан-ской).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: