В человеческой проповеди Евангелия есть три важнейшие составляющие.
1. Объяснение фактов, касающихся спасения. Любой человек, приходящий
к Христу, должен иметь хотя бы общее представление о том, кто такой Христос
и каким образом Он спасает нас. Следовательно, объяснение фактов, касаю-
щихся спасения, должно включать в себя, как минимум, следующие пункты:
1) Все люди согрешили (Рим. 3:23).
2) Наказанием за наш грех является смерть (Рим. 6:23).
3) Иисус Христос умер, приняв наказание за наши грехи (Рим. 5:8).
Однако осознание этих фактов и даже согласие с тем, что они являются истинными, не могут быть достаточными для спасения. Должен иметь место также призыв к личному ответу со стороны человека, который придет к пока-янию и лично уверует в Христа.
2. Призыв лично ответить Христу в покаянии и вере. Новый Завет повеет-
вует о том, как люди приходят к спасению, в терминах личного ответа на при-
зыв Самого Христа. Этот призыв прекрасно выражен в словах Иисуса:
Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успо-кою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30).
|
|
Важно подчеркнуть, что это не просто слова, давным-давно произне-сенные одним из религиозных лидеров прошлого. Каждый нехристианин, слышащий эти слова, должен осознавать, что это те слова, которые Иисус Христос говорит ему лично прямо сейчас, в этот самый момент. Иисус Хрис-тос есть Спаситель, который ныне жив на небесах, и каждому нехристианину следует думать об Иисусе как о Том, Кто прямо сейчас говорит: «Лриидите ко Мне... и Я успокою вас» (Мф. 11:28, курсив мой. — У. Г.). Это истинно личный призыв, требующий личного ответа от каждого, кто его слышит.
Иоанн также имеет в виду личный ответ, когда говорит: «Пришел к сво-им, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:11,12). Подчеркивая необхо-димость «принять» Христа, Иоанн тем самым подчеркивает необходимость личного ответа. К тем, кто является членом «теплой» церкви и кто не осо-знает своей духовной слепоты, Господь Иисус также обращается с призы-вом, требующим личного ответа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услы-шит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20).
Наконец, пять стихов в самом конце Библии также гласят о призыве Святого Духа и церкви прийти к Христу: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22:17).
Но что означает наш приход к Христу? Хотя более подробно об этом пой-дет речь в гл. 34, все же здесь следует кое-что отметить. Если мы приходим к Христу и верим, что Он спасает нас от греха, мы должны отречься от греха в подлинном покаянии. В некоторых случаях в Писании говорится о покаянии и вере в связи с первоначальным обращением (Павел сказал, что провел вре-мя «возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа», Деян. 20:21, курсив мой. — У. Г.). Но во многих случаях названо только раскаяние в грехах, а спасительная вера при этом подразу-мевается как сопутствующий фактор («И проповедану быть во имя Его по-каянию и прощению грехов во всех народах», курсив мой. — У. Г.; Лк. 24:47; ср.: Деян. 2:37,38; 3:19; 5:31; 17:30; Рим. 2:4; 2 Кор. 7:10 и др.). Таким образом, истинная проповедь Евангелия должна включать в себя призыв принять со-знательное решение отречься от грехов и прийти к Христу в вере, прося Его о прощении грехов. Если не говорится о неободимости раскаяния в грехах и веры в Христа для прощения грехов, то проповедь Евангелия нельзя считать ис-тинной и полной4.
|
|
4 См. гл. 34, где рассматривается вопрос о необходимости истинного покаяния и подлинной веры, а также вопрос о том, может ли кто-либо спастись, «приняв Иисуса как Спасителя, но не приняв как Господа».
Но что обещано тем, кто приходит к Христу? Это уже третья составляю-щая евангельского призыва.
3. Обещание прощения и вечной жизни. Да, Христом и произнесены слова личного призыва, в которых обещается покой, вода жизни и сила стать чадом Божьим, и все же весьма полезно в точности пояснить, что именно обещает Христос тем, кто приходит к Нему в вере и покаянии. Первое, что обещается в Евангелии, — это прощение грехов и вечная жизнь с Богом. «Ибо так возлю-бил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16, курсив мой. — У. Г.). А Петр, проповедуя Евангелие, говорит: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19; ср.: 2:38).
Наряду с обещанием прощения и вечной жизни должна присутствовать и уверенность втом, что Христос примет тех, кто в подлинном раскаянии и вере стремится к спасению: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).
В. Важность евангельского призыва
Учение о евангельском призыве очень важно, поскольку, если бы призы-ва Евангелия не существовало, мы не смогли бы спастись. «Как веровать в Того, о Ком не слышали?» (Рим. 10:14).
Евангельский призыв важен также и потому, что через него Богобраша-ется к нам, учитывая всю полноту нашей человеческой сущности. Он не спа-сает нас «автоматически», не дожидаясь ответа от нас, как от полноценных личностей. Он обращает Свой призыв к нашему интеллекту, нашим эмоциям, нашей воле. Он обращается к нашему интеллекту, объясняя в Своем Слове все, что касается спасения. Он обращается к нашим эмоциям с личным и теп-лым приглашением ответить. Он обращается к нашей воле с просьбой услышать Его приглашение и ответить в покаянии и вере — отвратиться от грехов, принять Христа как Спасителя и успокоить свое сердце в надежде на спасение.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Помните ли вы, как впервые услышали евангельский призыв и ответили на него? Можете ли вы описать ощущения, которые вы тогда испытали? Полага-ете ли вы, что призвание стало в вашем случае действенным благодаря Святому Духу? Сопротивлялись ли вы тогда этому призыву?
Недостает ли чего-либо в вашем изложении евангельского призыва дру-гим людям? Как вы полагаете, действительно ли эти элементы настолько важны, чтобы включить их в проповедь? Что более всего необходимо для того, чтобы еде-лать вашу проповедь более эффективной?
До того, как вы прочли эту главу, воспринимали ли вы Иисуса как Господа, даже сегодня обращающего слова евангельского призыва к каждому человеку лично? Если нехристиане станут думать об Иисусе таким же образом, как они ответят на евангельский призыв?
|
|
Достаточно ли ясно вы представляете себе составляющие евангельского призыва, чтобы суметь изложить их другим людям? Могли бы вы найти четыре-пять подходящих стихов из Библии, которые объяснили бы евангельский при-зыв? (Запоминание составляющих евангельского призыва и стихов, которые объясняют его, должны быть первым и важнейшим элементом жизни каждого христианина.)