В конечном счете, все благословения, которые мы получаем в нашей жиз-ни, не заслужены нами — мы получаем их по благодати. Петр даже говорит, что вся христианская жизнь дается нам по благодати (1 Пет. 5:12).
Но есть л и какие-то особые средства, с помощью которых Бог дарует нам еще большую благодать? И, в частности, есть ли какие-то средства в церков-ном общении — т. е. события, церемонии или функции, — которые Бог исполь-зует для того, чтобы даровать нам еще большую благодать? Иначе этот вопрос можно сформулировать так: есть л и какие-то средства, через которые Святой Дух приносит благодать в жизнь верующего? Конечно, личная молитва, по-клонение, изучение Библии и личная вера — все это те средства, через кото-рые Бог дарует нам благодать индивидуально, как конкретным христианам. Однако в этой главе мы рассматриваем учение о Церкви, и нас в особенности интересует, какие средства Бог использует, чтобы даровать нам Свою благо-дать, именно в общении церкви.
Понятие «средства обретения благодати» мы можем определить следую-щим образом: средства обретения благодати — этолюбые события в общении церкви, которые Бог использует для того, чтобы даровать христианам боль-шую благодать.
Богословы подразделили эти средства на три группы: проповедь Слова и таинства крещения и Вечери Господней1.
1 Такова точка зрения Л. Беркхофа, см.: Louis Berkhof, Systematic Theology, pp. 604— 606. Беркхоф называет эти три явления «реальными каналами, установленными Богом в Церкви» (pp. 604, 605). Однако для него важным критерием оценки является тот факт, что эти три вида деятельности осуществляются рукоположенными клириками. Беркхоф называет их «официальными средствами обретения благодати, предоставленными в рас-поряжение Церкви». И далее: «Проповедь Слова и таинства могут осуществляться толь-ко законными и должным образом подготовленными служителями церкви» (р. 610). Таким
Но стоит ли ограничиваться столь коротким списком «средств обретения благодати»? Если мы хотим перечислить и обсудить все средства, через которые
мы получаем благословения Святого Духа и которые реализуются для верую-щих через общение в церкви, то ограничивать список тремя видами деятель-ности, совершаемыми исключительно рукоположенными клириками или слу-жителями церкви, не кажется нам правильным. Мудрый взгляд обнаружива-ется, например, в мнении Чарлза Ходжа, который полагает, что молитва — это четвертое средство обретения благодати2.
Но следует ли нам ограничить наше исследование средств обретения бла-годати только этими четырьмя видами деятельности? Похоже, гораздо пра-вильнее было бы перечислить все многочисленные и разнообразные действия, совершаемые в церкви, которые Бог даровал нам как особые пути обретение Его «благодати» день за днем и неделя за неделей. Такой список может ока-заться довольно длинным и, в зависимости от того, как он организован, мо-жет включать в себя различные элементы. Приводимый ниже список, возмож-но, не является исчерпывающим, но он включает в себя большинство средств обретения благодати, доступных верующим в церкви:
1. | Учение Слову. |
2. | Крещение. |
3. | Вечеря Господня. |
4. | Молитва друг о друге. |
5. | Поклонение. |
6. | Церковная дисциплина. |
7. | Пожертвования. |
8. | Духовные дары. |
9. | Общение. |
10. | Проповедь. |
11. | Личное служение конкретным людям. |