Упражнение стимулирует активность участников, помогает им осознать, что они действительно уже прожили большую часть тренинга и что скоро эти встречи закончатся. Поэтому, если человек что-то хочет успеть сделать, то он лучше осознает, что нельзя откладывать, потом не будет такой возможности.
6. «Свет мой, зеркальце, скажи...»
Если начинается буря, поздно допытываться, кто плохо закрепил парус.
Р. Мерль
«Наверное, вы уже почти все написали о себе, отвечая на вопрос «Кто я?». Возьмите ваши записи. Подумайте, что вы могли бы добавить или изменить? У вас есть 3 мин. Затем мы приступим к обсуждению ваших ответов. Каким вы представляете себя? Что главное увидели и подчеркнули в себе? Как изменялся ваш взгляд на самого себя от занятия к занятию? От чего вам пришлось отказаться? Почему? Что новое вы заметили в себе самом во время тренинга?»
Рекомендации ведущему. Обсуждение проводится большим кругом. Записи участников снова целесообразнее собрать и сохранить с тем, чтобы они смогли на последнем занятии внести изменения и дополнения в список ответов на этот вопрос.
|
|
7. «Перспектива»
Каждый человек нуждается в будущем.
Н. Энкельманн, психолог
«Сформулируйте основные цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Что вас ждет в перспективе? К чему стремится ваша душа? Или, может быть, вас ждут какие-то важные, но не зависящие от вас дела? Итак, четкая и ясная перспектива ваших целей:
А теперь главное - подумайте, какие конкретные шаги нужно сделать для достижения этих целей. Что можете сделать только вы? Кому придется обратиться за помощью?
У вас есть на это 10 минут. Успехов вам!»
Рекомендации ведущему. На простом примере объясните участникам различие между целями и путями их достижения. Этот пример лучше взять из практики работы группы или той жизни, которая окружает участников за пределами группы.
8. Тест «Добрый ли я?»
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.
Бетховен
«Все люди очень разные... Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься. А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы внимательны и добры к окружающим? Ответить на эти вопросы поможет настоящий тест. В бланке для ответов напротив номера каждого вопроса нужно указать «да» или «нет».
Вопросы:
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их все на подарки своим друзьям?
2. Друг рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?
3. Если ваш партнер слабо играет в какую-либо игру, будете ли вы иногда поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
|
|
4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять их настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Долго ли вы помните неприятности, которые вам доставили ваши друзья?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
9. Охотно ли вы выполняете просьбы окружающих?
10. Можете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
11. Охотно ли вы пишете письма своим друзьям?
12. Часто ли вы звоните своим друзьям, чтобы поддержать их?
13. Являетесь ли вы сторонником смертной казни?
14. Могли бы вы помочь пьяному человеку?
15. Любите ли вы маленьких детей?
16. Считаете ли вы, что шумных собак надо бить?
17. Сможете ли вы подойти к другу после ссоры первым?
18. Охотно ли вы даете читать свои книги знакомым?
Обработка результатов
Используя данный «ключ», сравните свои результаты и подсчитайте количество полученных баллов.
Интерпретация результатов и психотехнические упражнения
От 0 до 6 очков. Общение с вами людям не совсем приятно, так как вы редко доверяете им. Видимо, на основании своего жизненного опыта вы пришли к выводу, что не стоит быть особенно добрым, так как другие этого не оценят и могут отплатить злом. Но это серьезное заблуждение. Будьте более доброжелательны и добры, и у вас будет больше друзей.
Упражнение День без замечаний»
Учитесь сдерживать свое недовольство окружающими, свои отрицательные эмоции. Вам, безусловно, хочется высказать, что вы думаете о них, но окружающим неприятно переносить проявление вашего пренебрежения. Учитесь не ругаться.
Дайте себе слово - целый день всем все прощать, принимать слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний, как бы этого ни хотелось, не осуждать поступки одноклассников, членов своей семьи и не ругаться ни с кем. Если получилось и вы целый день смогли прожить именно так, то через пару дней увеличивайте этот период до двух дней и т. д. Доведите длительность упражнения до одной недели, а потом проанализируйте, что изменилось в вас и в ваших отношениях с людьми.
От 7 до 12 очков. Ваша доброта - вопрос случая. Вы бываете добры далеко не со всеми людьми. Это не так уж и плохо, но будьте более внимательны в своих отношениях с окружающими, более терпимы и добры даже с теми, кого совсем не знаете.
Упражнение "Приятный разговор»
Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать просто приятным. Прав ваш собеседник или не прав (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь, чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и поговорить с вами. Затем еще раз обязательно поговорите с ним и узнайте, что он думает о прошлой вашей беседе. Действительно ли ему было приятно разговаривать с вами?
От 13 до 18 очков. Вы умеете общаться практически со всеми людьми. Вы по-настоящему доброжелательны и добры. Вы не отталкиваете от себя тех, кто имеет другие взгляды, но никогда не пытайтесь всем угодить.
Упражнение «Добрая улыбка»
Научитесь встречать окружающих доброй и приветливой улыбкой, тем более когда к вам обратятся, также улыбнувшись. Если сразу не получается, попробуйте улыбаться внутренней улыбкой, она должна быть всегда, тем более что по природе своей вы действительно добрый и отзывчивый человек. Успехов вам!
9. «Откровенно говоря»
Самое трудное -
не защищать свое мнение,
а знать его. А. Моруа
«Итак, уже пятое занятие подходит к концу. Впереди у нас традиционная процедура - анкетирование. Вы помните, что вам нужно закончить предложения, которые даны в этой анкете. Вам нужно высказать свое личное отношение ко всему, что было во время занятия. Как обычно, будьте откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему тренеру продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».
|
|
«Откровенно говоря...»
Дата занятия____________
Мое тренинговое имя______________
1. Во время занятия я понял, что...
2. Самым полезным для меня было...
3- Я был бы более откровенным, если...
4. Своими основными ошибками на занятии я считаю...
5. Мне не понравилось...
6. Больше всего мне понравилось, как работал (а)...
7. На следующем занятии я хотел бы...
8. На месте ведущего тренинга я...
Подпись
Рекомендации ведущему. Еще раз
подчеркните, что проведение анкеты - не формальная процедура. Ее результаты очень нужны для следующего, последнего занятия. И кроме того, ее заполнение тренирует навыки самоанализа.
10. Подведение итогов
Истина должна быть пережита, а не преподана.
Чжуан-цзы, китайский философ
«Анкета «Откровенно говоря...» - это способ письменного выражения своего мнения. А нам очень важно, чтобы вы поделились вслух со всей группой своими наблюдениями, переживаниями и т. д. Не оставляйте это все на следующую встречу. Мы готовы выслушать каждого. Итак, кто хочет взять слово...»
Из высказываний участников тренинга:
«Хочется сказать словами песни: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Правда-правда, петь хочется! И я обязательно
спою!»
Ольга У., г. Арзамас
«Никогда бы не поверил, если бы сам это не увидел!»
Андрей Ш., г. Ульяновск