Психологический комментарий. Упражнение стимулирует активность участников, помогает им осознать, что они действительно уже прожили большую часть тренинга и что скоро эти встречи

Упражнение стимулирует активность участников, помогает им осознать, что они действительно уже прожили большую часть тренинга и что скоро эти встречи за­кончатся. Поэтому, если человек что-то хочет успеть сделать, то он лучше осознает, что не­льзя откладывать, потом не будет такой воз­можности.

6. «Свет мой, зеркальце, скажи...»

Если начинается буря, поздно допытываться, кто плохо закрепил парус.

Р. Мерль

«Наверное, вы уже почти все написали о себе, отвечая на вопрос «Кто я?». Возьмите ва­ши записи. Подумайте, что вы могли бы доба­вить или изменить? У вас есть 3 мин. Затем мы приступим к обсуждению ваших ответов. Ка­ким вы представляете себя? Что главное уви­дели и подчеркнули в себе? Как изменялся ваш взгляд на самого себя от занятия к заня­тию? От чего вам пришлось отказаться? Поче­му? Что новое вы заметили в себе самом во время тренинга?»

Рекомендации ведущему. Обсужде­ние проводится большим кругом. За­писи участников снова целесообраз­нее собрать и сохранить с тем, чтобы они смогли на последнем занятии внести измене­ния и дополнения в список ответов на этот вопрос.

7. «Перспектива»

Каждый человек нуждается в будущем.

Н. Энкельманн, психолог

«Сформулируйте основные цели, кото­рых вы хотели бы достичь в ближайшее вре­мя. Что вас ждет в перспективе? К чему стре­мится ваша душа? Или, может быть, вас ждут какие-то важные, но не зависящие от вас дела? Итак, четкая и ясная перспектива ваших це­лей:

А теперь главное - подумайте, какие конк­ретные шаги нужно сделать для достижения этих целей. Что можете сделать только вы? Кому придется обратиться за помощью?

У вас есть на это 10 минут. Успехов вам!»

Рекомендации ведущему. На про­стом примере объясните участни­кам различие между целями и путя­ми их достижения. Этот пример лучше взять из практики работы группы или той жизни, которая окружает участников за пределами группы.

8. Тест «Добрый ли я?»

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.

Бетховен

«Все люди очень разные... Одни готовы от­дать последнее своему другу и просто знако­мому; у других и снега зимой не допросишься. А к какой категории людей относитесь вы са­ми? Всегда ли вы внимательны и добры к окружающим? Ответить на эти вопросы по­может настоящий тест. В бланке для ответов напротив номера каждого вопроса нужно ука­зать «да» или «нет».

Вопросы:

1. У вас появились деньги. Могли бы вы ист­ратить их все на подарки своим друзьям?

2. Друг рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало ин­тересует?

3. Если ваш партнер слабо играет в ка­кую-либо игру, будете ли вы иногда поддава­ться, чтобы сделать ему приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Долго ли вы помните неприятности, ко­торые вам доставили ваши друзья?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать да­же то, что вас совершенно не интересует?

8. Если вы уверены в своей правоте, отказы­ваетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

9. Охотно ли вы выполняете просьбы окру­жающих?

10. Можете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

11. Охотно ли вы пишете письма своим дру­зьям?

12. Часто ли вы звоните своим друзьям, что­бы поддержать их?

13. Являетесь ли вы сторонником смертной казни?

14. Могли бы вы помочь пьяному человеку?

15. Любите ли вы маленьких детей?

16. Считаете ли вы, что шумных собак надо бить?

17. Сможете ли вы подойти к другу после ссо­ры первым?

18. Охотно ли вы даете читать свои книги знакомым?

Обработка результатов

Используя данный «ключ», сравните свои результаты и подсчитайте количество полу­ченных баллов.

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

От 0 до 6 очков. Общение с вами людям не совсем приятно, так как вы редко доверяе­те им. Видимо, на основании своего жизненного опыта вы пришли к выводу, что не стоит быть особенно добрым, так как другие этого не оценят и могут отплатить злом. Но это се­рьезное заблуждение. Будьте более доброже­лательны и добры, и у вас будет больше дру­зей.

Упражнение День без замечаний»

Учитесь сдерживать свое недовольство окружающими, свои отрицательные эмоции. Вам, безусловно, хочется высказать, что вы ду­маете о них, но окружающим неприятно пе­реносить проявление вашего пренебрежения. Учитесь не ругаться.

Дайте себе слово - целый день всем все прощать, принимать слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать заме­чаний, как бы этого ни хотелось, не осуждать поступки одноклассников, членов своей се­мьи и не ругаться ни с кем. Если получилось и вы целый день смогли прожить именно так, то через пару дней увеличивайте этот период до двух дней и т. д. Доведите длительность упражнения до одной недели, а потом проа­нализируйте, что изменилось в вас и в ваших отношениях с людьми.

От 7 до 12 очков. Ваша доброта - вопрос случая. Вы бываете добры далеко не со всеми людьми. Это не так уж и плохо, но будьте бо­лее внимательны в своих отношениях с окру­жающими, более терпимы и добры даже с те­ми, кого совсем не знаете.

Упражнение "Приятный разговор»

Если вопрос, который вызывает у вас неп­риятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать просто приятным. Прав ваш собеседник или не прав (сейчас это не имеет принципиально­го значения), постарайтесь, чтобы этому че­ловеку с вами было хорошо, спокойно и у не­го появилось желание еще раз встретиться и поговорить с вами. Затем еще раз обязательно поговорите с ним и узнайте, что он думает о прошлой вашей беседе. Действительно ли ему было приятно разговаривать с вами?

От 13 до 18 очков. Вы умеете общаться практически со всеми людьми. Вы по-настоя­щему доброжелательны и добры. Вы не оттал­киваете от себя тех, кто имеет другие взгляды, но никогда не пытайтесь всем угодить.

Упражнение «Добрая улыбка»

Научитесь встречать окружающих доброй и приветливой улыбкой, тем более когда к вам обратятся, также улыбнувшись. Если сра­зу не получается, попробуйте улыбаться внут­ренней улыбкой, она должна быть всегда, тем более что по природе своей вы действительно добрый и отзывчивый человек. Успехов вам!

9. «Откровенно говоря»

Самое трудное -

не защищать свое мнение,

а знать его. А. Моруа

«Итак, уже пятое занятие подходит к концу. Впереди у нас традиционная процедура - ан­кетирование. Вы помните, что вам нужно за­кончить предложения, которые даны в этой анкете. Вам нужно высказать свое личное от­ношение ко всему, что было во время занятия. Как обычно, будьте откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему тренеру проду­мать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».

«Откровенно говоря...»

Дата занятия____________

Мое тренинговое имя______________

1. Во время занятия я понял, что...

2. Самым полезным для меня было...

3- Я был бы более откровенным, если...

4. Своими основными ошибками на заня­тии я считаю...

5. Мне не понравилось...

6. Больше всего мне понравилось, как ра­ботал (а)...

7. На следующем занятии я хотел бы...

8. На месте ведущего тренинга я...

Подпись

Рекомендации ведущему. Еще раз

подчеркните, что проведение анке­ты - не формальная процедура. Ее ре­зультаты очень нужны для следующего, по­следнего занятия. И кроме того, ее заполне­ние тренирует навыки самоанализа.

10. Подведение итогов

Истина должна быть пережита, а не преподана.

Чжуан-цзы, китайский философ

«Анкета «Откровенно говоря...» - это спо­соб письменного выражения своего мнения. А нам очень важно, чтобы вы поделились вслух со всей группой своими наблюдениями, переживаниями и т. д. Не оставляйте это все на следующую встречу. Мы готовы выслушать каждого. Итак, кто хочет взять слово...»

Из высказываний участников тре­нинга:

«Хочется сказать словами песни: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Правда-правда, петь хочется! И я обязательно

спою!»

Ольга У., г. Арзамас

«Никогда бы не поверил, если бы сам это не увидел!»

Андрей Ш., г. Ульяновск


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: