Это один из тестов, перечень утверждений которого не стоит продолжать. Основное внимание следует уделить объяснению результатов, представленных образами животных. В основе классификации лежит способ взаимодействия от «Да - Да» («Лев») до «Нет - Нет» («Медведь»).
С участниками можно обсудить преимущества и недостатки всех четырех способов. Отправными точками можно считать самого человека, его ближайшее окружение, профессиональную группу (коллектив). И рассматривать эти способы взаимодействия, раскрывая то положительное и отрицательное, что дает каждый способ.
5. «Чемодан»
Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.
Китайская пословица
«Это основная процедура данного занятия. Проведем мы ее следующим образом. Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В этот «чемодан» «складывается» то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т. е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке.
|
|
Но обязательно «отъезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, т. е. о его отрицательных качествах, с которыми необходимо поработать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы нам необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой.
Мнение того или иного члена группы должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от записи спорного качества, но если кто-то настаивает, можно записать такое качество, обязательно указав автора особого мнения. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик как положительных, так и отрицательных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работала, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то не совсем понятно из того, что записал «секретарь». Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так до тех пор, пока все члены группы не получат свои «чемоданы».
Рекомендации ведущему. Работа в этом этюде трудная, особенно когда речь идет об отрицательных качествах человека. Но группу следует настроить на необходимость и важность этой процедуры для их дальнейшей жизни. Целесообразно делить лист бумаги, на котором «секретарь» записывает мнение группы, на две части вертикальной чертой. При этом на левой части ставить знак «+», а на правой - знак «-».
Это означает, что в левой части листа записываются все положительные, сильные стороны личности, а в правой - отрицательные, слабые. Это способствует большей систематизации, да и участнику легче разобраться со своим «чемоданом».