Г. Атрибуты цели

В этом разделе мы сначала рассмотрим волю Божью в целом, затем — сво­боду Божьей воли и, наконец, — всемогущество (или безграничную власть) воли Божьей.

14. Боля. Воля Божьяэто такой атрибут Бога, с помощью которого Он одобряет и позволяет каждое действие, необходимое для существования и дея­тельности Его Самого и всего творения.

Это определение показывает, что воля Божья связана с определением и одобрением Его сущности и Его деятельности. Она связана с выбором Бога — Он решает, что Ему делать и что не делать.

1) Воля Божья в целом. Писание часто указывает на волю Божью как на высшую или окончательную причину всего, что происходит. Павел говорит о Боге как о «Совершающем все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Выра­жение, которое здесь переведено как «все» {xdcjtovxa), часто используется Павлом для обозначения всего, что существует, или всего творения (см., напр.:Еф. 1:10,23; 3:9; 4:10; Кол. 1:16,17;Рим. 11:36; 1 Кор. 8:6 [дважды]; 15:27,28



Часть П. Учение о Боге


[дважды])1. Слово, переведенное как «совершающий» (evepyeco, «быть деятель­ным, действовать, производить») — это причастие настоящего времени, и оно предполагает длящееся действие. Это выражение более развернуто можно было бы перевести так: «Постоянно производящий все в мире в соответствии с ре­шением Своей воли».

Все было сотворено по воле Божьей: «Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11). Как в Ветхом, так и в Новом Завете о властях говорится, что они «установлены» по воле Божьей: голос с небес гово­рит Навуходоносору, что ему следует знать, что Господь «по воле Своей... дей­ствует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле» (Дан. 4:32), а Па­вел говорит, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога ус­тановлены» (Рим. 13:1).

Иерусалимская церковь верила, что все события, связанные со смертью Христа, свершились по воле Божьей, так как в молитве Иерусалимской церк­ви сказано: «По истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иису­са, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Из­раильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян. 4:27,28). Конкретное упоминание различных действующих сил на раз­ных этапах распятия, как и неопределенность относительного местоимения во множественном числе «то, чему» (греч. оса, «те вещи, которые»), подразу­мевают тот факт, что не только смерть Иисуса, но также и все мельчайшие детали, связанные с ней, включены в это утверждение: Божья рука и воля пре­допределили, что все это произойдет.

Иногда воля Божья заключается в том, чтобы христиане страдали (см.: 1 Пет. 3:17, напр.: «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые»). А в следующей главе Петр говорит: «Итак стражду­щие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, де­лая добро» (1 Пет. 4:19). В этом стихе слова «по воле Божией» не могут отно­ситься к тому, как именно христиане страждут, так как в этом случае стих приобретает смысл: «Те, кто страждет, делая добро, да предадут Ему..» Тогда выражение «по воле Божией» становится просто лишним. Должно быть, это выражение относится к факту страдания; также как в предыдущей главе сло­ва «воля Божия» относятся к страданию (1 Пет. 3:17).

Иаков призывает рассматривать все события нашей жизни в связи с их подчиненностью воле Божьей. Тем, кто говорит: «Сегодня или завтра отпра­вимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», — Иаков отвечает: «Вы... не знаете, что (случится) завтра... Вместо того, чтобы вам говорить: „если угодно будет Господу и живы будем, то сдела-

1 Это выражение не всегда имеет такое значение (ср.: Рим. 11:32; 1 Кор. 12:6; 2 Кор. 12:19), однако в контексте, где Павел рассуждает о мире или о вселенной (как в этом отрывке), это выражение ясно указывает на все вообще, или на все творение.


__________ Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение) ______ 225

ем то или другое", вы, по своей надменности, тщеславитесь» (Иак. 4:13—16). Христианам часто трудно связать такое количество событий, в том числе и происходящее зло, с волей Божьей. Некоторые сложности, связаинью с этим вопросом, будут рассмотрены здесь, а некоторые — в гл. 15 о провидении Божьем.

2) Различие между двумя аспектами воли Божьей, а) НЕОБХОДИМАЯ ВОЛЯ И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ. Некоторые выводы, сделанные исследователями про­шлого, могут помочь нам понять различные аспекты воли Божьей. Мы можем желать или избирать что-либо охотно или неохотно, радостно или с сожале­нием, тайно или явно, так и Бог в Своем бесконечном величии может желать по-разному.

Одно из важных разграничений, проведенных между различными аспек­тами воли Божьей, — это разграничение между необходимой волей Бога и сво­бодной волей Бога. К необходимой воле Бога относится все, чего Он должен желать в соответствии со Своей природой. Что же это? Он желает быть Самим Собой. Бог вечно желает быть тем, Кто Он есть и что Он есть. Он говорит: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» или «Я БУДУ ТЕМ, КЕМ БУДУ» (Исх. 3:14). Бог не мо­жет избрать быть иным, чем Он есть, или прекратить существовать.

К свободной воле Бога относится все то, чего Бог решил желать, хотя Ему нет необходимости желать этого, в соответствии со Своей природой. Сюда нам следует отнести решение Бога о сотворении мира и все решения, связанные с деталями этого сотворения. К свободной воле относятся также все деяния Бога, связанные со спасением. Ничто в природе Бога не требовало от Него сотворения мира или возрождения Своего народа из грешного человече­ства (см. выше о независимости Бога). Однако Бог все же решил творить и спасать, и это был совершенно свободный выбор с Его стороны. Хотя сре­ди лиц Троицы бесконечные любовь, общение и слава существуют вечно (см.: Ин. 17:5,24), тем не менее Бог решил сотворить мир и спасти нас ради Его славы(ср.:Ис. 43:7; 48:9-11; Рим. 11:36; 1 Кор. 8:6; Еф. 1:12; Отк. 4:11). Невер­но было бы искать необходимую причину творения или спасения в существе Самого Бога, так как это лишило бы Бога Его независимости. Это означало бы, что без нас Бог не мог бы истинно быть Богом. Решения Бога о творении и спасении были абсолютно свободными решениями.

б) СКРЫТАЯ ВОЛЯ И ЯВЛЕННАЯ ВОЛЯ. Еще одно полезное разграни­чение между разными аспектами воли Божьей — это различие между скрытой волей Бога и Его явленной волей. Даже из нашего собственного опыта мы зна­ем, что можем желать чего-либо втайне и лишь позднее открыть эту волю дру­гим людям. Иногда мы говорим другим людям о том, чего мы желаем, еще до того, как желаемое происходит, а иногда мы не открываем нашей тайной воли до тех пор, покато, чего мы желали, не произойдет.

8 Зак. 3605



Часть II. Учение о Боге


Безусловно, разграничение между разными аспектами воли Божьей хо­рошо видно во многих текстах Писания. Моисей говорит: «Сокрытое при­надлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, что­бы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). То, что Бог явил, Он явил для того, чтобы мы повиновались воле Божьей: «чтобы мы исполняли все слова закона сего». Однако было и много других аспектов Его плана, которые Он не открыл людям, например, многие подробности будущих событий, ка­кие именно трудности и благословения будут в их жизни и т. д. В этом людям следует просто доверять Богу.

Поскольку явленная воля Божья часто заключается в Его заповедях или «наставлениях», касающихся нашего нравственного поведения, такую волю Бога иногда также называют волей наставления или волей заповеди. Эта Его объявленная воля касается того, что мы должны делать, или того, что Бог по­велевает нам делать.

А скрытая воля Божья обычно заключается в тайных повелениях, через которые Бог правит миром и определяет все то, что должно произойти. Обыч­но Бог не открывает нам эти повеления (за исключением пророчеств о буду­щем), и поэтому такие повеления действительно являются «скрытой» волей Бога. Мы обнаруживаем то, что повелел Бог, лишь когда события уже про­изойдут. Поскольку такая скрытая воля Бога связана с принятием решений о событиях в мире, этот аспект воли Божьей иногда называют также Божьей волей решения2.

В Писании неоднократно упоминается явленная воля Бога. Слова «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10) в молитве Господней гово­рят о том, чтобы люди на земле повиновались явленной воле Божьей, Его запо­ведям, точно так же, как и на небе (т. е. полностью и совершенно). Это не мо­жет быть молитва о том, чтобы тайная воля Божья (т. е. Его решения о событи­ях, которые Он запланировал) действительно исполнилась, так как то, что Бог установил Своей тайной волей, обязательно произойдет. Просить Бога о том, чтобы Он свершил то, что Он уже решил, — значит молиться: «Пусть случит­ся то, что случится». Это была бы пустая молитва, так как в ней не содержится никакой просьбы. Кроме того, поскольку мы не знаем скрытой воли Божьей, касающейся будущего, человек, который молится подобным образом, никог­да не узнает, о чем он молится. Это была бы молитва без понятного содержа­ния и без действия. Молитву «Да свершится воля Твоя» мы должны понимать как призыв к тому, чтобы люди на земле следовали явленной воле Бога.

Если мы понимаем это выражение именно таким образом, то мы получа­ем образец молитвы, основанной на повелениях Бога, зафиксированных в Писании. В этом смысле Иисус дает нам модель для разнообразных молит­венных просьб. Здесь Христос призывает нас молиться о том, чтобы люди

2 Вопрос о Божьих решениях рассматривается в гл. 15.


Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение} ______ 227

повиновались законам Бога, чтобы они следовали в жизни Его принципам, чтобы они повиновались его заповедям, раскаивались в грехах и верили в Хри­ста как в Спасителя. Молиться обо всем этом — значит молиться о том, чтобы воля Божья свершилась на земле, подобно тому как она свершается на небе.

Немного позднее Иисус говорит: «Не всякий, говорящий Мне: „1осподи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). И вновь можно сказать, что речь здесь не может идти о скрытой воле Бога или о воле решения (так как все человечество следует ей, даже если и не подозревает об этом). Иисус говорит о явной воле Бога, а имен­но о моральном законе Бога, которому необходимо подчиняться последовате­лям Христа (ср.: Мф. 12:50; возможно, также: 18:14). Когда Павел повелевает эфесянам: «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17; ср.: Рим. 2:18), он также говорит о явной воле Бога. О ней же говорит и Иоанн: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14).

Возможно, правильным будет отнести к этой категории также 1 Тим. 2:4 и 2 Пет. 3:9. Павел говорит, что Бог «хочет [или «желает», греч. веХёсо\, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Петр говорит, что «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Ни в одном из этих стихов невозможно истолковать волю Божью как скрытую волю, как Его решение о том, что безусловно произойдет, потому что в Новом Завете ясно говорится о том, что придет последний суд и не все будут спасены. Поэтому правильнее всего по­нимать эти тексты как повествующие о явной воле Бога, о Его повелениях че­ловечеству, которым оно должно повиноваться, и о Его решениях делать то, что Ему угодно.

С другой стороны, во многих текстах говорится о скрытой воле Божьей. Когда Иаков повелевает нам говорить: «Если угодно будет Господу (точнее, «если пожелает Господь» — kov b Kvpwq QeXr\cr\.Примеч. пер.) и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15), то он не может говорить о явлен­ной воле Божьей или воле наставления, так как в отношении многих наших действий мы знаем, что мы планируем и совершаем их в соответствии с пове­лениями Бога. Скорее всего, доверие скрытой воле Божьей смиряет гордыню и выражает смиренную зависимость от полновластного Божьего контроля над всеми событиями нашей жизни.

Еще один пример находим в Быт. 50:20. Иосиф говорит своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро [точнее, «за­думал, запланировал [Э2?П] на благо». — Примеч. пер.], чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей». Злесъявленная воля Бо­жья о братьях Иосифа заключалась в том, чтобы они любили его, не крали у него, не продавали его в рабство и не замышляли убить его. Но скрытая воля Божья заключалась в том, чтобы неповиновение братьев Иосифа привело



Часть II. Учение о Боге


к большему благу, когда Иосиф, проданный в рабство в Египет, получил власть над страной и смог спасти свою семью.

Когда Павел говорит коринфянам: «я скоро приду к вам, если угодно бу­дет Господу [точнее, „если пожелает Господь" — ktv Ъ кЬрюд веХщаг]. — При­меч. пер.]» (1 Кор. 4:19), он говорит не о явленной воле Божьей, так как Павел, в повиновение Богу и во исполнение апостольского служения, уже решил от­правиться к коринфянам. Он скорее говорит о скрытой воле Бога, о Его тай­ном плане на будущее, который неизвестен Павлу и который станет известен ему, лишь когда произойдут будущие события (ср.: Деян. 21:14; Рим. 1:10; 15:32; Еф. 1:11; 1 Пет. 3:17; 4:19)3.

Евангельское благовестив может быть открыто одним людям и сокрыто от других по воле Божьей. Иисус говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25,26). И это также долж­но быть упоминанием о скрытой воле Божьей, ибо явная воля Бога заклю­чается в том, чтобы все люди спаслись. И действительно, Иисус повелевает всем: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Также Павел и Петр говорят нам, что Бог желает спасти всех людей (см.: 1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9). Таким образом, тот факт, что некото­рые люди не спасены и от некоторых людей Евангелие утаено, следует пони­мать как свершение скрытой воли Божьей, которая нам неизвестна и кото­рую нам не следует пытаться выяснить. Точно так же мы должны понимать как скрытую волю Бога и упоминания в Рим. 9:18 («Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает») и в Деян. 4:28 («Чтобы сделать то, чему быть пре­допределила рука Твоя и совет Твой»).

Однако, когда мы говорим о том, что зло свершается по воле Божьей, воз­никает определенная опасность, хотя Писание и говорит о некоторых собы­тиях именно так. Во-первых, мы можем подумать, что Бог наслаждается злом, которого Он не совершал (см.: Иез. 33:11), так как Он может использовать его в благих целях (более подробно об этом см. в гл. 15). Во-вторых, мы можем обвинить в грехе Бога, а не самих себя, или думать, что мы не несем ответ­ственности за наши злые дела. Однако Писание не колеблясь соединяет утверждения о единодержавной воле Бога с утверждениями об ответственнос­ти человека за зло. Петр в одном и том же предложении мог сказать, что Иисус был предан «по определенному совету и предведению Божию» и что «Сего [Иисуса]... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2:23). И тайная Божья воля решений, и греховность «беззаконных», которая осу­ществила эту волю, утверждаются в одном и том же предложении. Как бы мы

3 Павел говорит, что Бог открыл «нам тайну Своей воли... дабы все небесное и зем­ное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9,10). То есть что часть скрытой воли Бога стала явной волей Бога, потому что Бог открыл ее апостолам, а затем — Церкви.


________ Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение) _______ 229

ни осмысляли тайное действие скрытой воли Божьей, никогда не стоит де­лать вывода, что мы освобождены от ответственности за зло или что Бог вино­вен в грехе. Писание никогда не говорит подобного, не можем так говорить и мы, несмотря на то что причина событий пока остается для нас тайной4.

15. Свобода. Свобода Богаэто такой Его атрибут, с помощью которого
Он свершает все, что пожелает.
Это определение подразумевает, что ничто не
может помешать Богу в осуществлении Своей воли. Таким образом, этот ат­
рибут тесно связано с Его волей и Его властью. Этот аспект свободы подчер­
кивает также тот факт, что Бог не подчинен ничему внешнему относительно
Него и что Он свободен делать то, что пожелает. Нет ни личности, ни силы,
которые могли бы диктовать Богу, что Он должен делать. Он не подчинен ни­
какой власти и внешнему принуждению.

О свободе Бога говорится в Пс. 113, где Его великая сила сравнивается со слабостью идолов: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс. 113:11). Земные правители не могут устоять пред богом и противиться Его воле, ибо «сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Также и Навуходоносор в своем раскаянии понимает, что о Боге должно сказать: «По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:32).

Поскольку Бог свободен, нам следует понять, что Он делает то, что жела­ет свершить, и что Его воля обладает совершенной свободой (пока Его дейст­вия соответствуют Его моральным качествам), и не стоит пытаться получить большее объяснение действий Бога в творении. Иногда люди пытаются по­стигнуть причину, по которой Богу следовало совершить то или иное деяние (напр., сотворить мир или спасти нас). Правильнее будет просто сказать, что лишь абсолютно свободная воля Божья (действовавшая в согласии с Его ка­чествами) была той высшей причиной, по которой Он решил сотворить мир и спасти грешников.

16. Всемогущество (власть, суверенность). Всемогущество Бога означа­
ет, что Он может воплотить всю Свою святую волю.
Свобода Бога указывает
на тот факт, что решениям Бога нет никаких внешних ограничений, а всемо­
гущество Бога указывает на Его власть сделать то, что Он решил сделать.

В Писании часто говорится об этой власти. Бог есть «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс. 23:8). Риторический вопрос «есть

4 Более подробно вопрос о соотношении воли Божьей и зла рассматривается в гл. 15. См. также прекрасное эссе: John Piper, "Are There Two Wills in God? Divine Election and God's Desire for All to Be Saved", in The GraceqfGod, the Bondage of the Will, vol. 2, ed. by Tom Schreinerand Bruce Ware, Grand Rapids: Baker, 1995.



Часть II. Учение о Боге


ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14; Иер. 32:27), безусловно, подразуме­вает (в том контексте, где он встречается), что для Господа нет ничего трудно­го. Иеремия говорит Богу: «Для Тебя ничего нет невозможного» (Иер. 32:17).

Павел говорит, что Бог «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Бог назван «Вседержителем» (2 Кор. 6:18; Отк. 1:8), и это слово (греч. латокр&ссор [букв.: «все имеющий во власти» или «всемогущий». — Примеч. пер.]) подразумевает обладание всей силой и властью. Кроме того, ангел Гавриил говорит Марии:«...у Бога не оста­нется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37), а Иисус говорит: «Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

Эти тексты указывают на то, что власть Бога бесконечна и что Он по­этому не ограничен в действиях только тем, что Он сделал. Бог способен со­вершить больше, чем то, что Он совершает в действительности. Например, Иоанн Креститель говорит: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Ав­рааму» (Мф. 3:9). Бог «творит все, что хочет» (Пс. 113:11). Он мог бы уничто­жить Израиль и произвести великий народ от Моисея (ср.: Исх. 32:10), но Он не сделал этого.

Тем не менее есть такие вещи, которые Бог не мог бы сделать. Бог не мо­жет желать или делать то, что отрицало бы Его сущность. Поэтому всемогу­щество Бога определяется как Его способность воплощать «всю Свою свя­тую волю». Это не означает, что Бог может сделать все; Он может сделать все, но только то, что согласуется с Его моральными качествами. Например, Бог не может лгать. В Библии Он назван (дословно) «не лгущим Богом» или «Бо­гом, Который никогда не лжет» (Тит. 1:2). Автор Послания к Евреям говорит, что в клятве и обетовании «невозможно Богу солгать» (Евр. 6:18). Во Втором послании к Тимофею (2:13) о Христе сказано: «Себя отречься не может». Кро­ме того, Иаков говорит: «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Таким образом, Бог не может лгать, грешить, отрекаться от Себя и быть искушаем злом. Он не может прекратить существовать, или перестать быть Богом, или действовать вопреки своим атрибутам.

Это означает, что не совсем верно утверждать, что Бог может делать все. Даже в процитированных выше отрывках из Писания, где употребляются схо­жие выражения, в контексте их следует понимать в том смысле, что Бог может делать все, что Он желает сделать, или все, что согласуется с Его качествами. Хотя власть Бога бесконечна, употребление этой власти определяется други­ми Его атрибутами (также как все атрибуты Бога определяют Его действия). Итак, это еще один случай, когда неправомерный акцент на одном атрибуте и желание рассматривать его в отрыве от прочих качеств Бога может привести к неверному пониманию этого атрибута.

Осуществление Богом власти над Своим творением иногда даже называ­ют единодержавием Бога. Единодержавие Бога—это осуществление Им прав­ления (в качестве «Владыки» или «Царя») над Своим творением. Более под­робно эта тема будет рассмотрена в гл. 15, о провидении Божьем.


__________ Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение) ______ 231_

В заключение следует подчеркнуть, что Бог создал нас таким образом, чтобы показать в нашей жизни некоторое слабое отражение каждого из атри­бутов намерения. Бог создал нас кактворения, обладающие волей. Мы совер­шаем выбор и принимаем реальные решения, касающиеся событий нашей жизни. Хотя наша воля не является абсолютно свободной, как воля Бога, тем не менее Бог дал нам относительную свободу в рамках наших сфер деятельно­сти в том мире, который Он сотворил.

Мы интуитивно ощущаем свою способность пользоваться волей и совер­шать выбор и делаем это относительно свободно, что является одним из са­мых значительных признаков подобия Богу в нашем существовании. Конеч­но, наше желание пользоваться волей и наше стремление быть свободными от ограничений может проявляться греховным образом. Люди могут возгордиться и возжелать такой свободы, которая подразумевает бунт против власти Бога и отказ подчиняться Его воле. Тем не менее, когда мы пользуемся нашей волей и свободно совершаем выбор, который угоден Богу, мы отражаем Его каче­ства и прославляем Его. Когда порочная власть или иные обстоятельства ли­шают людей способности совершать свободный выбор, люди в значительной степени лишаются богоподобия. Нет ничего удивительного в том, что они го­товы вернуть себе свободу практически любой ценой. Возглас американского революционера Патрика Генри «Дайте мне свободу или предайте меня смер­ти!» находит отклик в каждой душе, сотворенной по образу Божьему.

Конечно же, мы не обладаем бесконечной властью или всемогуществом, как и бесконечной свободой или каким-либо другим атрибутом Божьим. Но, несмотря на то что мы не обладаем всемогуществом, Бог дал нам власть доби­ваться результатов, как и физическую силу, и другие виды возможностей: силу ума, духа, убеждения и власть в различных видах социальных структур (в се­мье, церкви, гражданском правительстве и т. д.). Во всех этих сферах исполь­зование власти так, как угодно Богу и в соответствии с Его волей, прославля­ет Его и отражает Его качества.

Д. «Общие» атрибуты

17. Совершенство. Совершенство Бога означает, что Бог полностью об­ладает всеми превосходными качествами и у Него нет недостатка ни в одном качестве, которое было бы Ему желанно.

Трудно решить, считать совершенство отдельным атрибутом или просто включить в описание других атрибутов. В некоторых текстах говорится, что Бог «совершенен». Иисус говорит нам: «Итак будьте совершенны, как совер­шен [греч. тёХеюд. — Примеч. пер.] Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). А Давид говорит о Боге: «Непорочен путь Его» (евр. СЙП, «оконченный, завершенный, совершенный»; в Септуагинте — бцсоцод, «совершенный, безукоризненный», в английском переводе, на который опирается автор, —perfect. — Примеч. пер.; Пс. 17:31; ср.: Втор. 32:4). Таким образом, в Писании есть прецедент открытого



Часть II. Учение о Боге


утверждения о том, что у Бога нет недостатка нив каком совершенстве: Он впол­не обладает всеми Своими атрибутами и у Него нет недостатка ни в одном из этих атрибутов. Крометого, неттакого качества или совершенства, которое было бы желанно Богу, но Он им бы не обладал: Он «завершен» (complete) или «со­вершен» во всех отношениях (греч. teXeioq из Мф. 5:48 этимологически род­ственно слову теЛод, «конец, завершение»; евр. D,QF1 из Пс. 17:31 и Втор. 32:4 связано с DF1 [ОГГ], «заканчиваться, завершаться». — Примеч. пер.).

Этот атрибут — первый среди «общих» атрибутов потой причине, что он не вполне подпадает под другие перечисленные категории. Хотя все атрибу­ты Бога в каком-то смысле влияют на прочие атрибуты, те, что включены в эту категорию, похоже, более непосредственно затрагивают все атрибуты или описывают какой-либо аспект всех атрибутов, который необходимо указать прямо.

18. Блаженство. Быть «блаженным» — значит быть счастливым в наибо­лее полном и глубоком смысле. Писание часто говорит о благословенности тех людей, которые ходили путями Божьими. Однако в Первом послании к Тимо­фею Павел говорите Боге: «....блаженный и единый сильный Царь» (1 Тим. 6:15), и о «славном благовестии блаженного Бога» (1 Тим. 1:11). (В приведенных ав­тором цитатах — blessed. — Примеч. пер.) В обоих случаях в греческом тексте употреблено не слово еЬХоултдд (которое часто переводится словом «блажен­ный»), а цакбрюд (что означает «счастливый»).

Итак, понятие «блаженный Бог» можно определить следующим образом: блаженство Бога означает, что Бог вполне наслаждается Собой и всем тем, что отражает Его качества. В этом определении представление о счастье, или блаженности, Бога напрямую связывается с Его личностью как центром всего того, что достойно радости или наслаждения. Это определение указы­вает на то, что Бог совершенно счастлив, что Он обладает в Себе полнотой радости.

Это определение отражает тот факт, что Богу в творении доставляет удо­вольствие все, что отражает Его собственное совершенство. Окончив труд тво­рения, Он взглянул на все, что сотворил, и увидел, что это было «хорошо весь­ма» (Быт. 1:31). Это указывает на одобрение Богом Своего творения и на то, что творение приносило Ему радость. Далее, в Книге Пророка Исайи, мы чи­таем о будущей радости Бога о своем народе: «Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5; ср.: Прит. 8:30,31; Соф. 3:17).

Тот факт, что, наслаждаясь Своим творением или даже нами, на самом деле Бог наслаждается отражением Своих собственных совершенных качеств, может показаться нам странным и даже отчасти разочаровать нас. Однако, если мы вспомним, что абсолютно все желанное или совершенное содержит­ся в бесконечно огромной мере в самом Боге, то мы поймем, что иначе и быть не может: любое совершенство, существующее в мире, любое желанное каче-


__________ Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение) _____ 233

ство в конечном счете должно восходить к Нему, ибо Он — Творец всего и ис­точник всякого блага. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный ни­сходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

Поэтому мы должны сказать себе то, что Павел сказал коринфянам: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7). «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Рим. 11:36)

Мы подражаем блаженству Бога, когда обретаем наслаждение и радость во всем том, что угодно Богу, как в тех аспектах нашей жизни, которые Ему угодны, так и в поступках других людей. Когда мы испытываем наслажде­ние и чувство благодарности за те или иные способности, предпочтения и другие особенности, которыми Бог наградил нас, как личностей, то мы так­же подражаем атрибуту блаженства. Кроме того, мы подражаем Божьей блаженности, когда радуемся тому, как творение отражает различные аспек­ты Его совершенной природы. Но наибольшую блаженность, наибольшее счастье мы обретаем в источнике всех благих качеств — в Самом Боге.

19. Красота. Красота Богаэто такой атрибут, благодаря которому Он является совокупностью всех желанных качеств. Этот атрибут Бога неявно присутствовал в целом ряде атрибутов, рассмотренных раньше, и в особенно­сти он связан с совершенством Бога. Тем не менее в определении совершен­ства Бога было показано, что у Него нет недостатка ни в чем из того, что Ему желанно. Данный же атрибут — красота — определен в позитивных терминах и показывает, что Бог действительно обладает всеми желанными качествами: «совершенство» означает, что у Бога нет недостатка ни в чем из желанного; «красота» означает, что Бог обладает всем желанным. Это два различных пути утверждения одной и той же истины.

Тем не менее это позитивное утверждение того факта, что Бог обладает всем желанным, что имеет определенную ценность. Этот атрибут напоминает нам, что все наши благие и праведные желания, все те желания, которые долж­ны были бы присутствовать в нас ил и в любом другом творении, обретают свое наивысшее исполнение только в Боге, и ни в ком ином.

В Пс. 26:4 Давид говорит о красоте Бога: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». Схожая мысль выражена в другом псалме: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). В обоих случаях псалмопевец признает, что его стремление к Богу, Который есть совокупность всего желанного, далеко превосходит все прочие желания. Кульминация этого желания — это стремление быть рядом с Богом и наслаж­даться Его присутствием вечно. Таким образом, величайшим благословением небесного города будет такое: «И узрят лице Его» (Отк. 22:4).



Часть И. Учение о Боге


Энн Р. Казн (Anne R. Cousin), безусловно, обладала особым видением неба — в последней строфе своего гимна «Тонут пески времени» она написала:

Не на наряд невеста смотрит, —

На жениха светлейший лик.

Не к славе обращу я взор свой, —

К Царю, что столь велик;

И не к венцу, что Он дарует мне, —

К рукам, что гвоздь пронзил.

В земле той правит Агнец,

И назван Он — Эммануил.

В нашей жизни мы отражаем красоту Бога, когда своим поведением угож­даем Ему. Так, Петр говорит женам, что их «украшением» (т. е. источником их красоты) должен быть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте крот­кого и молчаливого Духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:4). Также и Павел говорит рабам, чтобы они «во всем были украшением учению Спасите­ля нашего Бога» (Тит. 2:10).

Красота нашей жизни настолько важна для Христа, что Он стремится к тому, чтобы освятить всю церковь, «чтобы представить ее Себе славною Цер­ковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Таким образом, каждый индивидуально и все вместе мы отражаем красоту Бога во всем, в чем мы проявляем Его каче­ства. Когда мы отражаем Его качества, Он наслаждается нами и находит нас прекрасными.

Но и мы также наслаждаемся совершенством Бога, когда видим, как оно проявляется в жизни наших братьев и сестер в Господе. Поэтому прекрасно, что мы испытываем радость и наслаждение от общения друг с другом и что эта радость возрастает по мере того, как наша жизнь все больше уподобляет­ся Христу. Прекрасно, что мы стремимся быть в общении с народом Божьим, в котором проявляются качества Бога, ибо когда мы наслаждаемся благочес­тием народа Божьего, в конечном счете мы наслаждаемся Самим Богом, на­блюдая проявление Его качеств в жизни Его народа.

20. Слава. В одном значении слово «слава» означает просто «честь» или «прекрасная репутация». Именно в этом значении это слово употреблено в Ис. 43:7, где Бог говорит о Своих детях: «...Кого Я сотворил для славы Моей» или в Рим. 3:23, где говорится, что все «согрешили и лишены славы Божией». Оно имеет такое же значение в Ин. 17:5, где Иисус просит Отца прославить Его «славою», которую Он имел у Него «прежде бытия мира», и в Евр. 1:3, где говорится о том, что Сын есть «сияние славы Божией» (перевод мой. — У. Г.). В этом смысле, слава Божья — это не вполне атрибут Его существа, а скорее описание наивысшей чести, которую весь мир должен воздать Богу (в том числе и честь, которую воздают друг другу личности Троицы; Евр. 1:3


__________ Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение) _____ 235

и Ин. 17:5). Однако это не то значение слова «слава», которое интересует нас в этом разделе.

В другом смысле «слава» Божья означает яркий свет, который окружает присутствие Божье. Поскольку Бог есть дух, а не энергия или материя, этот видимый свет не является частью существа Бога; он есть нечто сотворенное. Мы можем определить его следующим образом: слава Божья есть сотворен­ное сияние, которое окружает открытие Богом Себя Самого.

Этот «атрибут» Бога на самом деле не является Его атрибутом в том же самом смысле, что и прочие атрибуты, так как здесь мы говорим не о каче­ствах Самого Бога, а о сотворенном свете, или сиянии, которое окружает Бога, когда Он проявляет себя в Своем творении. Таким образом, слава Божья в этом значении, в действительности, не является атрибутом Бога в Нем Самом. Тем не менее слава Божья — это нечто, принадлежащее Ему одному, и она являет­ся уместным внешним выражением Его совершенства. В связи с этим, нам кажется правильным рассмотреть вопрос о славе непосредственно после рас­смотрения атрибутов Бога.

Писание часто говорит о славе Божьей. Давид вопрошает: «Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы» (Пс. 23:10). В Пс. 103:1,2 читаем: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты оде­ваешься светом, как ризою...» Эта слава Божья часто упоминается в Ветхом Завете.

Она вновь упоминается в Новом Завете в связи с возвещением пастухам о рождении Иисуса: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и ошва Господня осияла их; и убоялись страхом великим» (Лк. 2:9). Слава Божья также была явлена во время преображения Иисуса (ср.: Мф. 17:2), а о будущем небесном городе мы читаем: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его—Агнец» (Отк. 21:23).-

Раскрытие Богом Себя Самого должно сопровождаться подобным сия­нием и великолепием, ибо эта слава Божья — видимое проявление великоле­пия существа Бога. Величие бытия Божьего, совершенство всех Его атрибу­тов есть нечто такое, чего мы никогда не постигнем полностью, и перед чем мы приходим в трепет, и чему поклоняемся. Закономерно, что видимое прояв­ление Бога таково, что мы не можем прямо взирать на него, что оно настолько ярко, что даже тогда, когда мы видим его лишь отчасти, оно вызывает в нас как искреннюю радость, так и великий трепет.

Удивительно, но Бог создал нас для отражения Своей славы. Павел гово­рит нам, что даже теперь, в нашей христианской жизни, мы «преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18; ср.: Мф. 5:16; Флп. 2:15). Хотя сейчас мы и не окружены видимым светом, жизнь человека, глубоко любяще­го Бога, окружена сиянием, величием и красотой, которые часто видны тем, кто живет рядом с таким человеком. В будущей жизни это сияние усилится, и когда мы будем править с Христом, то, судя по всему, мы также получим



Часть II. Учение о Боге


внешний вид, который будет соответствовать этому статусу и статусу носите­лей образа Божьего и служителей Иисуса Христа (ср.: Прит. 4:18; Дан. 12:3; Мф. 13:43; 1 Кор. 15:43)5.

Вопросы для самостоятельной работы

Воля, свобода

1. Назовите правильные и неправильные проявления индивидуальной воли
и свободы взрослеющими детьми, когда они стремятся выйти из-под контроля
родителей. Следует ли считать это свидетельством того факта, что мы сотворены
по образу Божьему?

Власть

2. Если власть Бога — это способность делать то, что Он желает делать, то
является ли для нас власть способностью повиноваться воле Божьей и осуществ­
лять в мире то, что угодно Богу? Назовите многочисленные возможности усиле­
ния подобной власти в нашей жизни.

Совершенство

3. Каким образом Божий атрибут совершенства напоминает нам, что мы не
можем ощутить удовлетворения, если отражаем лишь часть качеств Бога в нашей
жизни? Можете ли вы описать, как именно мы могли бы «быть совершенными»,
подобно тому, как совершенен наш небесный Отец, в применении к вашей соб­
ственной жизни?

Блаженство

4. Вы довольны тем, как вас сотворил Бог, — теми физическими, эмоцио­нальными, умственными и коммуникативными особенностями, которые Он вам даровал? Тому полу, который Он даровал вам (будь то мужской или женский пол)? Теми духовными дарами, которые Он дал вам? Как нам следует радоваться нашей личности, физическим качествам, способностям, положению и т. д.? Каким об­разом нам не следует радоваться подобным вещам? Сможем мы когда-либо быть вполне «блаженными», или счастливыми? Когда это произойдет и почему?

5. Подумайте о тех качествах, которыми вы восхищаетесь в других людях, как в христианах, так и в нехристианах. Какими из них следует восхищаться, а каки­ми нет? Как это можно определить? Каким образом мы можем чаще и более пол­но испытывать наслаждение Самим Богом?

Красота

6. Изменится ли наше понимание красоты, если мы откажемся от определе­
ния красоты, принятого в нашем обществе, которое, возможно, мы сами прини-

О прославлении см. в гл. 41.


_________ Глава 12. Свойства Бога: «передаваемые» атрибуты (продолжение) _______ 237

мали ранее, и решим, что истинно прекрасны лишь качества Самого Бога? Смо­жем ли мы обоснованно применять наше новое представление о красоте к неко­торым вешам, которые прежде мы считали прекрасными? Объясните, почему.

7. Понимаете ли вы самое большое желание Давида: «Чтобы пребывать мне в
доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать
храм Его» (Пс. 26:4)?

Слава

8. Когда пастухи близ Вифлеема увидели славу Господню, сияющую вокруг
них, они «убоялись страхом великим» (Лк. 2:9). Но, когда мы войдем в вечную
жизнь в небесном городе, мы постоянно будем окружены сиянием славы Господа
(Отк. 21:23). Будем ли мы постоянно ощущать тот страх, который испытали пас­
тухи? Почему? Вы бы хотели жить в присутствии этой славы? Можем ли мы ощу­
тить ее в этой жизни?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: