Прочитав отрывки, в которых говорится об избрании, важно увидеть, как это учение представлено в Новом Завете.
1. Как утешение. Новозаветные авторы часто говорят об избрании как об утешении для верующих. Когда Павел пишет римлянам, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), он указывает на предопределение Божье как на причину нашей уверенности в том, что это именно так. В следующем стихе он поясняет: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего... а кого Он предопределил, тех и призвал... оправдал... прославил» (Рим. 8:29,30). Павел считает, что Бог всегда действует во благо тех, кого Он призвал к Себе. Павел обращает взгляд в глубокое прошлое и видит, что Бог предузнал Свой народ и предопределил ему быть подобным Христу6. Затем он смотрит на недавнее прошлое и видит, что Бог призвал и оправдал тех, кого Он предопределил. А обращая взгляд в будущее, к пришествию Христа, он видит, что Бог намеревается дать совершенные, прославленные тела тем, кто верит в Христа. От вечности в вечность Бог действовал во благо Своему народу. Но если Бог всегда содействовал нашему благу и будет в будущем действовать так же, рассуждает Павел, то разве в настоящем Он не делает то же самое, направляя ко благу все обстоятельства нашей жизни? Таким образом, предопределение рассматривается как утешение верующим в их повседневной жизни.
|
|
2. Как основание для прославления Бога. Павел говорит: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей» (Еф. 1:4—6, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также: «Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:12).
Христианам в Фессалониках Павел говорит: «Всегда благодарим Бога за всех вас... зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия» (1 Фес. 1:2,4, курсив мой. — У. Г.). Павел благодарит Бога за фессалоникских христиан, потому что он знает, что Бог отвечает за их спасение и что Он избрал их к спасению. Еще отчетливее эта мысль изложена во 2 Фес. 2:13: «Мы же всегда должны
6 О значении слова «предузнал» см. ниже, на с. 761.
Часть V. Учение об искуплении
благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». Павел считал, что ему следует благодарить Бога за христиан в Фессалониках, потому что их спасение в конечном счете основано на избрании Бога. Поэтому он и благодарит за них Бога, а не хвалит их за спасительную веру.
|
|
При таком понимании учение об избрании велит нам еще больше славить Бога за наше спасение; оно сводит на нет гордость, которую мы могли бы испытывать, полагая, что наше спасение основано на чем-то благом в нас самих или на чем-то, чем мы заслужили его.
3. Как призыв к проповеди. Павел говорит: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10). Он знает, что Бог избрал некоторых людей к спасению, и он видит в этом повеление проповедовать Евангелие, несмотря на скорби. Избрание для Павла — гарантия того, что его проповедь будет успешной, поскольку он знает, что среди людей, которым он проповедует, есть избранные, и они примут Благую весть, и спасутся. Это можно сравнить с тем, что кто-то приглашает нас на рыбалку и говорит: «Я гарантирую тебе, что ты наловишь рыбы — ведь рыбы голодны и только того и ждут, чтобы ты бросил им наживку».