Б. «Признаки» церкви (отличительные характеристики)

/. Существуют истинные и ложные церкви. Что делает церковь церко­вью? Что необходимо для создания церкви? Может ли случиться так, что груп­па людей, которые утверждают, что они — христиане, настолько не будут со­ответствовать тому, чем церковь должна быть, что эту группу людей уже нельзя будет называть церковью?

22 George Eldon Ladd, A Theology of the New Testament, p. 111.

23 Ibid., pp. 111-119.


________________ Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели _______________ 977

В первые века существования христианской церкви практически не было разногласий относительно того, что можно считать истинной церковью. Су­ществовала лишь одна Вселенская церковь, «видимая» Церковь, которая, бе­зусловно, была истинной. В этой церкви были епископы и местные священ­нослужители, а также церковные здания, которые мог увидеть всякий. Лю­бой еретик, уличенный в серьезном доктринальном заблуждении, просто исключался из церкви.

Однако вместе с Реформацией возник принципиальный вопрос: как мы можем распознать истинную церковь? Является ли Римско-католическая цер­ковь истинной, или нет? Чтобы дать ответ на этот вопрос, людям приходилось определять «признаки» истинной церкви, т. е. отличительные характеристи­ки, которые позволяют нам признать истинность церкви. Писание, без­условно, говорит о существовании ложных церквей. Павел говорит о язычес­ких храмах в Коринфе: «Язычники, приносяжертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Он говорит коринфянам: «Когда вы были язычниками, то хо­дили к безгласным идолам» (1 Кор. 12:2). Эти языческие храмы, безусловно, были ложными церквами или ложными религиозными собраниями. Кроме того, Писание говорит о таких религиозных собраниях, которые являются бук­вально «сборищами сатанинскими» (Отк. 2:9; 3:9). Здесь воскресший Господь Иисус, вероятно, имеет в виду собрания иудеев, которые на самом деле не были иудеями и не имели спасительной веры. Их религиозные собрания не были собраниями народа Христова, они принадлежали царству тьмы, царству са­таны. Такие церкви воистину ложны.

Между Лютером и Кальвином существовало соглашение о том, что счи­тать истинной церковью. Лютеранское исповедание веры, называемое Аугс-бургским исповеданием (1530), определяет церковь следующим образом: «Со­брание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправ­ляются таинства» (артикул VII)24. Также и Жан Кальвин говорил: «Везде, где в чистоте проповедуется и выслушивается Слово Божье и где таинства совер­шаются по установлению Христовому, там, вне всякого сомнения, присутству­ет церковь»25. Хотя Кальвин и говорил о чистой проповеди Слова, а в люте­ранском вероисповедании говорилось о верной проповеди Евангелия и хотя Кальвин говорил также, что Слово должно быть не только проповедано, но и услышано, а в Аугсбургском вероисповедании говорилось лишь о том, что Евангелие должно быть верно преподано, их понимание отличительных при­знаков церкви довольно сходно26. Напротив, римско-католическая позиция

24 Цит. по: Книга согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. М.: Лютеранское Наследие, 1998. С. 29. — Примеч. пер.

"Calvin, Institutes 4.1.9 (p. 1023).

26 Более поздние исповедания веры иногда добавляют и третий признак церкви — правильное соблюдение церковной дисциплины, однако ни Лютер, ни Кальвин не упо­минают об этом признаке.



Часть VI. Учение о Церкви


заключается в том, что именно видимая церковь, основанная Петром и други­ми апостолами, и является истинной церковью.

Взгляды Лютера и Кальвина на признаки церкви следует считать пра­вильными и в наши дни. Нет сомнения в том, что если где-либо проповедует­ся не Слово Божье, а ложные учения людей, то речь не идет об истинной церк­ви. В некоторых случаях нам трудно определить, ложное ли это учение, преж­де чем признать церковь ложной, однако существует множество совершенно ясных случаев, в которых мы можем утверждать, что здесь нет истинной церк­ви. Например, церковь Иисуса Христа святых последних дней (церковь мор­монов) не придерживается ни одного из основных христианских учений, ка­сающихся спасения, или личности Бога, или личности и дела Христа. Совер­шенно очевидно, что это ложная церковь. Также свидетели Иеговы учат о спасении делами, а не одной только верой в Иисуса Христа. Это фундамен­тальное доктринальное отклонение, поскольку если люди будут верить уче­нию свидетелей Иеговы, они просто не обретут спасения. Поэтому свидете­лей Иеговы мы также должны рассматривать как ложную церковь. Если в проповеди, которая ведется церковью, от людей скрывают евангельскую весть о спасении одной только верой, так что евангельская весть не провозглаша­ется четко и уже в течение определенного времени, то подобная группа людей не является церковью.

Второй признак церкви — верное совершение таинств (крещения и Вече­ри Господней) — был, вероятно, выдвинут в противовес взгляду римско-като­лических богословов, утверждающих, что спасительная благодать пришла через таинства; и тем самым таинства стали «делами», которыми мы и заслу­жили спасение. Таким образом, Римско-католическая церковь настаивала на «вере-вознаграждении», а не на «вере-учении» как средстве достижения спа­сения.

Однако есть и другое основание для включения таинств в список при­знаков церкви. Организация, совершающая крещение и Вечерю Господню, может просуществовать долго и функционировать в качестве церкви. (В совре­менном американском обществе организация, которая начинает собирать людей для богослужения, молитвы и изучения Библии в воскресенье по ут­рам, также явно стремится функционировать в качестве церкви.)

Крещение и Вечеря Господня также служат в качестве «проверки на член­ство» в Церкви. Через крещение люди становятся членами Церкви, а Вечеря Господня дает возможность подтвердить это членство — ведь церковь рассмат­ривает людей, которые получают крещение и Вечерю Господню, как спасен­ных. Таким образом, эти действия свидетельствуют о том, что церковь думает о спасении. Поэтому и в наши дни крещение и Вечеря Господня по праву на­зываются в числе признаков церкви. Напротив, если группа людей не совер­шает ни крещения, ни Вечери 1осподней, это говорит о том, что данная группа не стремится функционировать в качестве церкви. Человек может собрать


________________ Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели _______________ 979

вокруг себя небольшую толпу на углу улицы, и здесь будет иметь место ис­тинная проповедь и истинное слушание Слова, однако такая группа людей не может быть названа церковью. Даже в домашних собраниях по изучению Библии может иметь место истинная проповедь и истинное слушание Слова, однако и такое собрание еще не церковь. Однако если в библейской школе начинают крестить новообращенных и регулярно совершать таинство прича­стия, это будет означать, что они намерены функционировать в качестве церк­ви, и трудно будет доказать, почему такое собрание нельзя рассматривать как церковь27.

2. Истинные и ложные церкви в наши дни. Как нам следует относиться к Римско-католической церкви сегодня? Является ли она истинной Церковью? Похоже, что мы не в состоянии вынести суждение обо всей Римско-католи­ческой церкви, поскольку в ней множество разнообразных движений. С та­ким же успехом можно спросить, являются ли протестантские церкви истин­ными или ложными, — ведь их существует великое множество. В некоторых католических приходах мы, безусловно, не наблюдаем ни первого, ни второго признака истинной церкви: там нет чистой проповеди Слова, и евангельская весть о спасении одной только верой в Христа неизвестна прихожанам. При­частие таинств рассматривается в качестве «дел», которыми можно заслужить благосклонность у Бога. Подобная группа людей не является истинной хрис­тианской церковью. С другой стороны, в наши дни в разных частях мира су­ществует много католических приходов, где местный священник обладает истинным спасительным знанием о Христе и живыми личными отношения­ми с Христом в молитве и изучении Библии. В своих проповедях и частных беседах о Библии такие люди уделяют большое внимание личной вере, необ­ходимости индивидуального чтения Библии и молитве. Они говорят о симво­лическом аспекте таинств и подчеркивают, что они важны как воспоминание о Христе, а не как действия, которые помогают заслужить дар спасительной благодати от Бога. Несмотря на то что такие церкви близки к описанным выше двум признакам истинности, мы должны сказать, что все еще серьезно отли­чаемся от Римско-католической церкви по многим аспектам учения28.

Существуют ли ложные церкви в рамках протестантизма? Если мы снова обратимся к двум признакам церкви, то, по мнению автора этих строк, будет

27 Армия спасения — необычный случай, поскольку в ней не совершается ни кре­
щения, ни Вечери Господней, однако во всех прочих отношениях она кажется истинной
церковью. В данном случае организация установила другие средства, которые заменяют
крещение и Вечерю Господню в качестве «проверки на членство».

28 Важными отличительными доктринальными чертами до сих пор являются следую­
щие: регулярное совершение жертвы во время мессы, авторитет папы и церковных со­
ветов, почитание Девы Марии, а также ее роль в спасении, учение о чистилище и биб­
лейский канон.



Часть VI. Учение о Церкви


справедливым сказать, что многие либеральные протестантские церкви в наши дни фактически являются ложными29. Отличается ли «Евангелие дел» и неверие в Писание, которым учат эти церкви, от учения Римско-католичес­кой церкви времен реформации? Они преподают таинства без здравого уче­ния любому, кто входит к ним в двери, давая таким образом ложную надежду невозрожденным грешникам. Не то же л и самое было и в Римско-католичес­кой церкви эпохи Реформации? Если собрание людей называет себя «христи­анами» и при этом учит, что можно не верить Библии, а пастор и прихожане редко осмысленно читают Библию и молятся, не верят в спасение одной толь­ко верой и, возможно, даже не понимают его, то можно ли говорить, что это истинная церковь?30


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: