В. Цели церкви

Церковь должна служить Богу, верующим и миру.

1. Служение Богу: поклонение (или богослужение). Цель церкви в отноше­ниях с Богом — служить Ему. Павел повелевает церкви в Колоссах: «Научай­те и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16). Бог предназна­чил нас во Христе «послужить к похвале славы Его» (Еф. 1:12). Богослужение в церкви—это не подготовка к чему-то еще, оно само по себе является испол­нением предназначения церкви по отношению к ее Господу. Вот почему Павел призывает своих читателей, «дорожа временем», исполняться Духом и нази-дать самих себя, «поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:16—19).

2. Служение верующим: взращивание. В соответствии с Писанием, церковь обязана воспитывать тех, кто уже стал верующим, а также помогать им воз­растать в вере. Павел говорил, что его цель не просто привести людей к перво­начальной спасительной вере, но и «представить всякого человека совершен­ным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28, курсив мой. — У. Г.). И он говорил эфес-

29 Сходный вывод был сделан Мэченом еще в 1923 г.: «Возможно, римская церковь —
это искажение христианской религии; но натуралистический либерализм — это вообще
не христианство» (J. Gresham Machen, Christianity and Liberalism [Grand Rapids: Eerdmans,
1923], p. 52).

30 В следующей главе мы рассмотрим вопрос о чистоте церкви. Конечно, христиане
и не должны добровольно сотрудничать с ложной церковью, но нужно признать, что и
среди истинных церквей существуют более чистые и менее чистые. Важно отметить так­
же, что некоторые либеральные протестантские деноминации в наши дни могут иметь
много ложных церквей (в которых не проповедуется Евангелие), и при этом к той же
деноминации могут принадлежать общины, в которых Евангелие проповедуется верно и
в чистоте.


________________ Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели _______________ 981

ской церкви, что Бог дал церкви одаренных людей «ксовершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12,13, курсив мой. — У. Г.). Наша цель, как Церкви, должна заключаться в том, чтобы представить Богу каждого христианина «совершен­ным во Христе» (Кол. 1:28).

3. Служение миру: проповедь и милосердие. Иисус сказал своим учени­кам: «Научите все народы» (Мф. 28:19). Проповеднический труд возвещения Евангелия — самое важное служение по отношению к миру31. Однако труд проповеди должен сопровождаться также и служением милосердия, которое включает в себя заботу о бедных и нуждающихся во имя Господа. В Новом Завете особенно подчеркивается необходимость оказывать материальную помощь тем людям, которые являются частью церкви (Деян. 11:29; 2 Кор. 8:4; 1 Ин. 3:17), но также утверждается, что нужно помогать неверующим, даже если они не отвечают благодарностью и не принимают евангельскую весть. Иисус говорит нам:

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожи­дая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:35,36).

Нам следует уподобиться Богу и быть добрыми ктем, кто неблагодарен и эгоистичен. Кроме того, у нас есть пример Иисуса, Который исцелял не толь­ко тех, кто принимал Его как Мессию. Когда к Нему приходили огромные толпы людей, «Он, возлагая на каждого из «их руки, исцелял их» (Лк. 4:40, курсив мой. — У. Г.). Это должно побуждать нас совершать благие поступки, а также молиться о выздоровлении и о прочих нуждах и неверующих людей. Такое служение милосердия может также включать в себя участие в обществен­ной деятельности или попытки повлиять на государственные структуры, что­бы они согласовывали свои действия с библейскими моральными принципа­ми. Там, где систематически проявляется несправедливость по отношению к бедным и/или к этническим или религиозным меньшинствам, церковь долж­на молиться и — если есть такая возможность — открыто высказываться про­тив такой несправедливости. Именно так церковь может поддержать свое про­поведническое служение миру и показать Евангелие, которое она исповедует. Однако подобное служение милосердия по отношению к миру не должно за­менить подлинную проповедь или другие служения — Богу и верующим, — о которых говорилось выше.

31 Я не хочу сказать, что проповедь более важна, чем богослужение или взращива­ние, я лишь имею в виду, что это наше самое важное служение по отношению к миру.



Часть VI. Учение о Церкви


4. Какая цель наиболее важная? Нас могут спросить, какая из трех цел ей, поставленных перед церковью, самая важная, или можем ли мы пренебречь одной из них, как наименее важной?

На это мы должны ответить, что все три цели церкви даны Господом в Писании. Поэтому все три важны и ни одной нельзя пренебречь. Сильная цер­ковь всегда имеет эффективное служение во всех трех сферах. Мы должны предостеречь от любых попыток свести цель церкви к какой-либо одной из вышеперечисленных и утверждать при этом, что только что-то одно должно занимать нас в первую очередь. Церковь, сосредоточившаяся на богослуже­нии, будет пренебрегать преподаванием Библии верующим, и ее члены будут слабо знать Писание и будут незрелы в христианской жизни. А если церковь начинает также пренебрегать и проповедью, то она прекратит свой рост, пре­кратит воздействовать на других людей; со временем такая церковь неизбеж­но придет в упадок.

Церковь, которая считает своей основной задачей образование верующих, придет к тому, что христиане в ней будут много знать о библейском учении, однако их духовная жизнь будет скудной — они мало будут знать о радости поклонения Богу и возвещения другим людям о Христе.

Но и та церковь, которая выделит проповедь как наиболее важную цель, кончит тем, что христиане в ней будут оставаться незрелыми. Внимание будет уделяться росту численности членов церкви, однако в верующих будет все меньше и меньше подлинной любви к Богу, выражаемой в поклонении, а так­же все меньше и меньше зрелости в учении и личной святости в жизни. В здо­ровой церкви все три цели должны занимать важное место.

Однако по-иному относятся к этим целям отдельные личности. Они мо­гут отдавать предпочтение той или другой цели. Мы обладаем разнообразны­ми духовными талантами и способностями, а потому вполне естественно, что уделяем особое внимание достижению той цели церкви, которая в наиболь­шей степени связана с талантами и интересами, данными нам Богом. Конеч­но же, каждый верующий вовсе не обязан треть своего времени в церкви отда­вать богослужению, треть — воспитанию других верующих и еще треть — проповеди или делам милосердия. Человек, одаренный способностью пропо­ведовать, безусловно, отведет определенную часть своего времени поклоне­нию и заботе о других верующих, однако он может проводить большую часть своего времени именно проповедуя. Человек, одаренный способностью к про­ведению богослужения, вполне может уделять этому 90 процентов своего вре­мени. Это естественный результат, так как Бог всем нам даровал разнообраз­ные способности.


Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели _______________ 983

Вопросы для самостоятельной работы

1. Когда вы размышляете о Церкви как о невидимом общении всех истин­ных верующих во все времена, как это влияет на ваше отношение к себе самому как к христианину? Действительно ли едины подлинно верующие люди в той общине, к которой вы принадлежите (т. е. явно ли проявляется подлинная при­рода невидимой Церкви)? Говорится ли в Новом Завете что-либо об идеальном количестве членов в конкретной церкви?

2. Вы бы могли назвать ту церковь, к которой сейчас принадлежите, истин­ной? Вы принадлежали когда-либо к церкви, которая, по-вашему мнению, явля­ется ложной?

3. Изменилась ли после изучения этой главы ваша оценка той церкви, кото­рую вы посещаете?

4. Достижению какой из целей церкви вы, по вашему мнению, могли бы наи­более эффективно послужить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: