Б. Эффект подлинного поклонения

Если мы поклоняемся Богу именно так, как это описано выше, истинно славя Его в наших сердцах и нашими голосами, то в результате этого мы мно­го получаем.

5 Подробнее о том, что Бог создал нас для Его собственной славы, см. в гл. 20.

6 Ничто так не разрушает атмосферу поклонения, как солист или хор, наслаждаю­
щийся тем, что привлекает к себе внимание, или проповедник, демонстрирующий свой
ум и красноречие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).


Глава 50. Поклонение



/. Мы наслаждаемся Богом. Бог создал нас не только для того, чтобы мы поклонялись Ему, но также для того, чтобы мы наслаждались Им и Его совер­шенством7. Возможно, мы наслаждаемся Богом в поклонении полнее, чем в любом другом действии, которое мы совершаем в нашей жизни. Давид при­знается: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посе­щать храм Его» (Пс. 26:4). Он говорит также: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Асаф тоже знает, что только Бог — исполнение всех надежд и желаний: «Ктомнена небе?и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). А сыновья Кореевы говорят:

Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. <...> Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя. <...> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи... (Пс. 83:2,4,11).

Ранняя Церковь знала эту радость поклонения, ибо верующие «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего на­рода» (Деян. 2:46,47). Сразу же после вознесения Иисуса, ученики «возврати­лись в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:52,53).

Конечно, такое постоянное прославление в этом веке не может продол­жаться непрерывно, поскольку жизнь в падшем мире требует, чтобы мы по­свящали свое время также многим другим обязанностям. Но продолжитель­ное прославление дает нам возможность почувствовать то, что происходит на небесах, где четыре животных «ни днем ни ночью не имеют покоя, взы­вая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8), а другие небесные существа и умершие спасенные присоединя­ются к этому небесному поклонению и превозносят «Агнца закланного» (Отк. 5:12).

2. Бог наслаждается нами. Что делает Бог, когда мы поклоняемся Ему? Поразительная истина Писания заключается в том, что когда творение сла­вит Бога, Он также наслаждается этим. Когда Бог сотворил мир, он с наслаж­дением оглядел его и увидел, что все это «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Особен­ную радость Богу приносят человеческие существа, которых Он сотворил и спас. Исайя напоминал народу Божьему:

7 О том, как в своей жизни наслаждаться Богом, см. в прекрасном исследовании: John Piper, Desiring God (Portland, Ore.: Multnomah, 1986); а также: John Piper, The Pleasures of God (Portland, Ore.: Multnomah, 1991).



Часть VI. Учение о Церкви


И будешь венцем славы в руке Господа... <...>...Будут называть тебя: «Мое благоволение к нему»... ибо Господь благоволит к тебе... <...>...Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:3—5).

Софония говорит о том же:

Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием (Соф. 3:17).

Эта истина должна вселять в нас надежду, ибо когда мы любим и славим Бога, то знаем, что приносим Ему радость и наслаждение. А самая глубокая радость любви — это радость от осознания, что мы доставляем радость тому, кого любим.

3. В поразительной невидимой реальности новозаветного поклонения мы приближаемся к Богу. Ветхозаветные верующие могли приближаться к Богу лишь в ограниченной степени, через церемонии, которые проходили в храме; и в самом деле, большинство израильтян не могли входить в сам храм и оста­вались во дворе. Даже священники могли входить только во внешний двор храма, в «святое место», когда им надлежало выполнять их обязанности. Но во внутреннее помещение храма, святая святых, не мог входить никто, кроме первосвященника, только один раз в год (см.: Евр. 9:1—7).

Теперь, в период нового завета, верующие имеют поразительную приви­легию входить непосредственно в святая святых на небесах, когда они при­ступают к поклонению. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10:19)8. Поскольку мы имеем это дерзновение входить в само присутствие Бога, автор Послания к Евреям призывает нас: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22). Покло­нение в новозаветной Церкви — это не просто осуществление некоего буду­щего опыта подлинного поклонения, и не просто претензия на вхождение в присутствие Божье, и не обычное осуществление чисто внешних действий. Это подлинное поклонение в присутствии Самого Бога, и поклонясь Ему, мы приступаем к Его престолу.

Более полно эта реальность выражена автором Послания к Евреям в гл. 12, когда он говорит христианам, что они приступили к этому месту не как

8 Греческий текст буквально говорит, что мы «имеем дерзновение входить в святые места», поскольку множественное число zwv btyiav везде в Послании к Евреям обознача­ет как святое место, так и святая святых (Евр. 8:2; 9:8,25; 13:11). RSV (как и русский сино­дальный перевод. — Примеч. пер.) регулярно переводит это выражение как «святилище», но такой перевод не позволяет читателю осознать, что здесь речь идет как о святом месте, так и о святая святых (NASB множественное число переводит единственным, что необыч­но для этого перевода, где прослеживается тенденция к буквальному переводу).


Глава 50. Поклонение



к земной горе Синай, где израильский народ получил от Бога десять запове­дей, а к тому, что гораздо лучше — к небесному Иерусалиму:

Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово... <...> Но вы при­ступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написан­ных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:18—24, курсив мой. — У. Г.).

Такова реальность новозаветного поклонения: оно действительно есть поклонение в присутствии Бога, хотя мы сейчас и не видим этого нашим фи­зическим зрением, как не видим ангелов, собравшихся у Его престола, и ду­хов прежде умерших праведников, которые ныне поклоняются Богу в Его при­сутствии. Но все это так и есть, и это более реально и постоянно, чем физи­ческое творение, которое нас окружает и которое однажды, на последнем суде, будет разрушено. И если мы верим, что Писание истинно, то следует также верить, что мы действительно входим в это место и присоединяем наши голоса к тем, которые уже славят Бога на небе, всякий раз, когда мы приступаем к поклонению Богу. Единственно верным ответом с нашей стороны может быть только такой: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28,29).

4. Бог приближается к нам. Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и при­
близится к вам» (Иак. 4:8). Во всей Библии именно так Бог поступал со Сво­
им народом, и мы должны быть уверены, что так будет и теперь.

В Ветхом Завете говорится, что когда народ Божий начал славить Госпо­да, посвящая Ему храм, Он явился народу и дал о Себе знать:

И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхва­лению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек ми­лость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли свя­щенники стоять на служении по причине облака, потому что слава Гос­подня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13,14, курсив мой. — У. Г.).

Хотя речь здесь идет об одном конкретном случае, можно предположить, что Бог давал знать о Своем присутствии среди Своего народа всякий раз, когда Его радовали славословия народа (даже если Он не являлся в видимой форме). Давид говорит: «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 21:4).

5. Бог служит нам. Хотя главная цель поклонения — это прославление
Бога, Писание учит, что во время поклонения в нас происходит нечто еще:



Часть VI. Учение о Церкви


в это время мы созидаемся (т. е. нас укрепляют и поддерживают; в русской синодальной Библии используется второе значение этого слова — «назидать-ся». — Примеч. пер.). Конечно, в определенной мере это происходит и тогда, когда мы изучаем Библию или слышим слова ободрения, обращенные к нам. Павел говорит: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Он говорит так­же, что мы должны поклоняться, «назидая самих себя псалмами и славосло­виями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19; ср.: Евр. 10:24,25).

Но когда мы поклоняемся Богу, Он встречает нас и непосредственно слу­жит нам, укрепляя нашу веру, усиливая наше осознание Его присутствия и уто­ляя наш дух. Петр говорит христианам, идущим к Христу (в поклонении, мо­литве и вере): «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы при­носить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). (В 1 Кор. 14:26 и 1 Пет. 2:5 употреблены однокоренные слова: соответственно, diKoSontfu о1ко8оцесо. «Назидание» [или «созидание»] — это то действие, ко­торое по-гречески выражается тем же корнем, что и «устроение». — Примеч. пер.) Приступая к поклонению, мы особым образом входим в присутствие Бога и можем ожидать, что Он встретит нас там и будет служить нам: когда мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати», то «обретаем благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16)9. Во время подлинного поклонения мы часто испытываем усиленную освящающую работу Святого Духа, Кото­рый непрерывно действует, приводя нас к подобию Христу «от славы в славу» (2 Кор. 3:18)|0.

6. Враги Господа отступают. Когда израильский народ использовал по­клонение перед врагами своими, Бог сражался за него против врагов. Напри-Мер, когда моавитяне, эдомитяне и сирийцы вышли в поход против Иудеи, царь Иосафат выслал хор, славящий Бога, впереди армии:

И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили... И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил

9 См. также: Пс. 33:4,5,8; 36:4.

10 Каким-то образом, чем яснее мы видим Бога, тем более подобными Ему стано­
вимся. Это особенно очевидным будет для нас при вступлении в грядущий век, ибо Иоанн
говорит: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
(1 Ин. 3:2). Однако в определенной степени это верно и в нынешней жизни, когда мы
созерцаем предстоящий перед нами лик, «взирая на начальника и совершителя веры,
Иисуса» (Евр. 12:2). Иногда присутствие Господа и сопутствующая работа Святого Духа в
нашем сердце становятся настолько очевидными, что мы осознаем, что Бог совершает
нечто внутри нас — как это, безусловно, осознавали ученики, когда Иисус шел вместе с
ними по дороге в Эммаус, так как позднее они сказали: «Не горело ли в нас сердце наше,
когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32).


Глава 50. Поклонение



несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены (2 Пар. 20:21,22, курсив мой. — У. Г.).

Точно так же и в наши дни, поклоняясь Господу, народ Божий может ожи­дать, что Господь станет сражаться против бесовских сил, которые противят­ся Евангелию, и обратит их вспять.

7. Неверующие осознают, что они находятся в присутствии Божьем. Хотя в Писании и не говорится о проповеди как о главной цели собрания верую­щих, Павел все же повелевает коринфянам помнить о неверующих, приходя­щих на богослужение и стараться изъясняться так, чтобы неверующие по­нимали их (1 Кор. 14:23). Он также говорит им, что если дар пророчества действует как должно, то неверующий может узнать тайны своего собствен­ного сердца, он падет ниц, «поклонится Богу и скажет: „истинно с вами Бог"» (1 Кор. 14:25; ср.: Деян. 2:11). Однако неверно было бы посвящать единствен­ное на неделе собрание верующих в первую очередь проповеди неверующим. Павел заботится скорее отом, чтобы посетители понимали, что происходит (и не думали, что христиане «беснуются», 1 Кор. 14:23), и могли сказать: «Ис­тинно с вами Бог».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: