Д. Говорение на языках и истолкование языков

Следует отметить, что греческое слово уХЬаса («язык») означает не толь­ко язык как орган речи (англ. tongue), но и как средство общения (англ. language). Именно это последнее значение имеется в виду в тех стихах Нового Завета, где речь идет о говорении на языках. Очень жаль, что в английских переводах продолжает употребляться выражение «speaking in tongues», кото­рое в обычном разговорном языке не употребляется и ассоциируется с каким-то странным опытом, совершенно чуждым обычной человеческой жизни. Если бы в переводах использовалось выражение «speaking in languages», то чита­тель понимал бы его почти также, как и те люди, которые читали по-гречески

что авторы посланий в обоих случаях говорят обо всех видах искушений, с которыми мы сталкиваемся в этой жизни, в том числе о болезнях и несчастьях. Неужели Иаков и Петр не хотели, чтобы христиане в болезни не применяли их слова к своей жизни? Едва ли. (Оба эти послания — соборные, и обращены к тысячам христиан.)

Во-вторых, до тех пор пока не возвратится Господь, мы все будем подвержены ста­рению, а тела — дряхлению, и в конечном счете мы умрем. Павел говорит «Внешний наш человек... тлеет» (2 Кор. 4:16). Процесс старения почти неизбежно влечет за собой физические заболевания.

Наилучшим выводом представляется следующий: те страдания, которые Бог иног­да повелевает нам испытывать, могут заключаться и в физических болезнях, которые Бог, по Своей полновластной мудрости, решает не исцелять. Существует много случаев, когда мы, по различным причинам, чувствуем, что не должны просить Бога в вере об исцелении. Однако даже в этих случаях сердце верующего принимает Слово Божье как истину и верит, что также и это происходит в нашей жизни «ко благу» (Рим. 8:28).


Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах



Деяния Апостолов или Первое послание к Коринфянам в I в.36. Однако по­скольку выражение «speaking in tongues» стали использовать весьма часто, мы будем анализировать его.

1. Говорение на языках в истории искупления. Феномен говорения на язы­ках встречается исключительно в новозаветной эпохе. Адам и Ева, до того как впали в грех, говорили на одном языке и были едины в служении Богу и в обще­нии с Ним. После грехопадения люди продолжали говорить на одном языке, но впоследствии объединились против Бога, и стало «велико развращение че-ловеков на земле», и «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Этот единый язык, использовавшийся в противодействии Богу, в конечном счете привел к постройке Вавилонской башни, когда «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1). Для того чтобы прекратить этот бунт против Него, «смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:9).

Когда Бог призвал к Себе Аврама (Быт. 12:1), Он обещал произвести от него «великий народ» (Быт. 12:2), и Израиль, ставший исполнением этого обе­тования, имел единый язык, тот язык, который Бог хотел, чтобы израильский народ использовал для служения Ему. Однако другие народы мира не говори­ли на этом языке, и потому оставались вне Божьего плана искупления. Итак, ситуация несколько улучшилась — по крайней мере, один язык из всех языков мира использовался для служения Богу, тогда как раньше (Быт. 11) люди не про­славляли Бога ни на одном языке.

Теперь, если мы перейдем к эпохе новозаветной церкви и всмотримся в будущую вечность, то увидим, что единство языка будет восстановлено, и на этот раз все люди будут говорить на одном языке для служения Богу и для того, чтобы прославлять Его (Отк. 7:9—12; ср.: Соф. 3:9; 1 Кор. 13:8; возмож­но, Ис. 19:8).

В новозаветной церкви есть некое предвкушение единства языка, кото­рое будет существовать на небесах, однако это предвкушение даруется лишь иногда и только отчасти. В Пятидесятницу, когда Евангелие начало распрос­траняться среди всех народов, ученики, собравшиеся в Иерусалиме, «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:4)37. Бла­годаря этому евреи, пришедшие в Иерусалим из других стран, смогли услы­шать «о великих делах Божиих» (Деян. 2:11) каждый на своем языке. Так сим­волически было показано, что Евангелие должно распространиться среди всех

36 NIV в примечаниях к Деян. 2:4,11; 10:46; 19:6 и 1 Кор. 12—14 переводит либо
«languages», либо «other languages». По приведенным выше причинам, это наилучший
перевод.

37 Этот стих показывает, что чудо заключалось в говорении, а не в слышании. Уче­
ники «начали говорить на иных языках».


1208 ____________________ Часть VI. Учение о Церкви _________________________

народов мира38. Такое событие не могло произойти в ветхозаветный период, потому что тогда смысл проповеди заключался в том, чтобы призвать другие народы присоединиться к иудейскому народу, т. е. стать иудеями, и таким об­разом служить Богу. Но в Пятидесятницу проповедь была обращена к каждо­му народу на его языке, и повсюду люди были призваны обратиться к Христу, чтобы спастись39.

Кроме того, говорение на языках в сочетании с истолкованием также ука­зывает на то время, когда различие в языках, берущее начало в Вавилоне, бу­дет преодолено. Если этот дар присутствует в церкви, вне зависимости от того, на каком языке произносится слово молитвы и прославления, то все могут его понять. Безусловно, это двухступенчатый процесс, он «несовершенен», как и все дары в этом веке (1 Кор. 13:9), и все же по сравнению с периодом от собы­тий в Вавилоне до Пятидесятницы, когда люди не могли понимать речи на тех языках, которых они не знали, произошло определенное улучшение.

И наконец, молитва на языках в уединении — это еще одна форма обще­ния с Богом. Павел говорит: «Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя духмой и молится, но ум мой остается без плода» (1 Кор. 14:14). Конечно, это не означает, что только дух людей может общаться с Богом, когда они го­ворят на языках, — Павел утверждает, что он молится и славит Бога как на иных языках, так и на своем родном (1 Кор. 14:15). Однако Павел не рассмат­ривает молитву на языках как дополнительное средство общения непосред­ственно с Богом в молитве и поклонении. И вновь мы сталкиваемся с тем, что этот аспект дара, насколько нам известно, не действовал до наступления но­возаветной эпохи.

2. Что такое говорение наязыках?Ыы можем определить это явление сле­дующим образом: говорение на языках — это молитва или хвала, произнесен­ные словами, которые не понимает человек, произносящий их.

1) Слова молитвы или хвалы, произносимые к Богу. Определение показы­вает, что говорение на языках — это прежде всего речь, обращенная к Богу (а именно молитва или хвала). Этим она отличается от дара пророчества, ко­торый часто заключается в произнесении слов, идущих от Бога к народу в

38 Говорение на языках в день Пятидесятницы было необычным, поскольку со­
провождалось «разделяющимися языками, как бы огненными» (Деян. 2:3). Поскольку
огонь в Писании часто является символом очищающего суда Божьего, присутствие
здесь огня может символизировать тот факт, что Бог очищал язык для использования в
служении Ему.

39 Верно, что среди тех, кто первым услышал эту весть, были только евреи в Иеру­
салиме (Деян. 2:5), а не язычники, однако символика провозглашения Евангелия на мно­
гих языках указывала на то, что вскоре должно было начаться всемирное проповедни­
ческое движение.


________________ Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах ______________ 1209

Его церкви. Павел говорит: «Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот гово­рит нелюдям, а Богу» (1 Кор. 14:2), и если на богослужении нет истолковате­ля, то, как говорит Павел, человек, имеющий дар говорения на языках, дол­жен «молчать в Церкви, а говорить себе и Богу» (1 Кор. 14:28).

Что же это за речь к Богу? Павел говорит: «Ибо, когда я молюсь на незнако­мом языке, то, хотя духмой и молится, но ум мой остается без плода» (1 Кор. 14:14; ср. со ст. 14—17, где Павел определяет говорение на языках как молитву и бла­годарение, а также со ст. 28). Поэтому говорение на языках, судя по всему, является молитвой или хвалой, направленной к Богу, и при этом исходит от «духа» того, кто говорит. Это согласуется с рассказом в Деян. 2, так как толпа говорила: «Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божи-их» (Деян. 2:11). Это означает, что все ученики славили Бога и в поклонении провозглашали Его великие деяния, и толпа при этом начала слушать их, так как все это произносилось на разных языках. В тексте даже нет никаких ука­заний на то, что ученики сами обращались к толпе, до Деян. 2:14, где говорит­ся о том, что Петр обращается к присутствующим напрямую, вероятно, по-гречески40.

2) Человек не понимает, что он произносит. Павел говорит: «Ибо, кто гово­рит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор. 14:2). Он говориттакже, что если говорение на языках не сопровождается истолкованием, то не будет и понимания: «Но, если я не разумею значения слов, то я для говорящего чуже­странец, и говорящий для меня чужестранец» (1 Кор. 14:11). Кроме того, гово­рение на языках в общине, если оно не сопровождается истолкованием, не мо­жет быть понято теми, кто его слушает:

А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкова­ния. Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молит­ся, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо, если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как

40 В Деян. 10:46 сказано, что домочадцы Корнилия «говорили языками и величали Бога». Это также означает, что их речь состояла в произнесении хвалы Богу или была с ней тесно связана грамматически; текст Деян. не позволяет точно определить это.

Я не исключаю, что говорение на языках иногда могло быть обращено и к людям, а не к Богу. Вероятно, утверждение Павла в 1 Кор. 14:2 — это обобщение, и он не стремил­ся определить все случаи. Основной смысл этого стиха заключается в том, что только Бог может понимать неистолкованное говорение на языках, а не в том, что Бог — един­ственный, к Кому может быть обращена такая речь. Возможно, именно это обращение к людям описано в Деян. 2. Тем не менее 1 Кор. 14 свидетельствует, что подобная речь обращена к Богу, и, похоже, разумно было бы утверждать, что цель говорения на языках в основном заключается именно в этом.


1210 ____________________ Часть VI. Учение о Церкви

скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благода­рю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке (1 Кор. 14:13—19).

В Пятидесятницу же апостолы говорили на известных и понятных слу­шателям языках: «Каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6). И эту речь не понимали сами говорящие; изумление вызывал тот факт, что галилеяне говорили на всех языках (ст. 7). Однако иногда — и Павел подразу­мевает, что это обычный случай, — говорящий использует язык, который «ни­кто не понимает» (1 Кор. 14:2).

Некоторые утверждают, что говорение на языках всегда должно быть на из-вестныхчеповеческт языках, поскольку именно так обстояло дело вдень Пяти­десятницы. Однако если это произошло однажды, то не значит, что именно так было всегда, тем более что другое описание говорения на языках (1 Кор. 14) ука­зывает на прямо противоположное. Павел не говорит, что люди, приехавшие в Коринф из других стран, понимали говорящего, напротив, он говорит, что «ни­кто» его не понимал (1 Кор. 14:2,16)41. И Павел прямо говорит, что это нор­мальное явление обычной церковной жизни; если «все станут говорить незна­комыми языками, и войдут... незнающие или неверующие», которые не пони­мают того, что именно говорится, то они скажут: «вы беснуетесь» (1 Кор. 14:23). Более того, мы должны осознавать, что в 1 Кор. 14даны общие указания Пав­ла, основанные на богатом опыте говорения на языках в многочисленных церквах, тогда как в Деян. 2 описывается единичный случай, происшедший в значимый для истории спасения момент (Деян. 2 — это историческое повест­вование, тогда как 1 Кор. 14 — наставление в учении). Поэтому нам следует принять 1 Кор. 14 как отрывок, который наиболее точно описывает обычный опыт говорения на языках в новозаветной Церкви, и принять изложенные здесь указания Павла как правила, установленные Богом для использования этого дара42.

41 Робертсон и Пламмер отмечают, что слова из 1 Кор. 14:18 — «Благодарю Бога мо­
его: я более всех вас говорю языками» — «ярко свидетельствуют, что это не иностран­
ные языки» (A. Robertson and A. Plummer, A Critical and Exegetical Commentary on the First
Epistle of St. Paul to the Corinthians,
ICC [Edinburgh: T. & T. Clark, 1914], p. 314). Если бы это
были известные иностранные языки, которые могли бы понимать чужестранцы, как это
было в Пятидесятницу, тогда зачем Павлу говорить так в ограниченном кругу, где никто
его не поймет, а не в такой церкви, где его могут понять люди, приехавшие из других
стран?

42 Отметим, что в Пятидесятницу говорение на языках имело еще одну особенность,
не характерную для более позднего периода: над головами тех, кто говорил, появились
языки пламени (Деян. 2:3). Ничего подобного при говорении на языках позднее не про­
исходило, даже в тех случаях, которые описаны далее в Деяниях Апостолов.


________________ Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах ______________ 1211

Так являются ли «языки» известными человеческими наречиями? Иног­да этот дар может выразиться в говорении на человеческом языке, которого сам говорящий не изучал, однако, похоже, обычно этот дар связан с говоре­нием на таком языке, который никто не понимает, вне зависимости от того, человеческий это язык или нет43.

3) Молитва духом, а не умом. Павел говорит: «Ибо, когда я молюсь на не­знакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь ду­хом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:14,15).

Павел говорит здесь не о Святом Духе, Который молится через нас. Про­тивопоставление «дух мой» и «ум мой» в ст. 14 показывает, что Павел говорит здесь о своем собственном, человеческом духе, о нематериальном аспекте сво­его собственного существа. Когда он использует этот дар, его дух обращается непосредственно к Богу, несмотря на то что его уму не приходится формули­ровать слова и предложения и принимать решения, о чем именно следует мо­литься44. Павел рассматривает такую молитву как нечто, происходящее в ду­ховном мире, в котором наш дух обращается непосредственно к Богу, а наш разум не принимает в этом участия и не осознает того, о чем мы молимся.

Нас может удивить то обстоятельство, что Бог дал Церкви дар, который действует в невидимом, духовном мире, и непостижим для нашего разума.

43 Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими...»(1 Кор. 13:1),
подразумевая, возможно, также и говорение на таких языках, которые не являются че­
ловеческой речью. Трудно сказать, считал ли он такую возможность гипотетической,
или вполне реальной, но мы, безусловно, не можем исключить возможности говорения
также и на ангельских языках.

Возражают, что поскольку в греческом языке слово уКЬаоа всюду (за пределами книг Нового Завета) означает известные человеческие языки, то оно должно означать то же самое и в Новом Завете. Однако такое возражение не убедительно, поскольку в гре­ческом языке не было слова, которое могло бы лучше подойти для описания этого явле­ния, даже если речь идет о говорении к Богу на языках, которые не являются человечес­кими языками или не вполне «оформленными» языками, но все же передают опреде­ленный объем информации.

Я не утверждаю, что говорение на языках, описанное в Деян. 2, — это явление, отличное от того, о котором Павел говорит в 1 Кор. 14. Я просто говорю, что выражение «говорить на языках» в Деян. 2 и 1 Кор. 14 означает речь, которая оформлена в словах, не понятных для говорящего, но вполне понятных Богу, к Которому и обращена эта речь. В Деян. 2 это была речь на известных человеческих языках, хотя сами говорящие не изу­чали их, тогда как в 1 Кор. 14, вероятно, имело место говорение на неизвестных челове­ческих языках, или на ангельских языках, или на каком-то особом языке, даруемом Святым Духом индивидуально каждому говорящему. Это понятие включает в себя доста­точно широкий спектр явлений.

44 Слова «молиться Духом Святым» в Иуд. 20 — это не то же самое выражение, так
как в данном случае прямо говорится о «Святом Духе». Иуда просто утверждает, что


1212 ____________________ Часть VI. Учение о Церкви _________________________

Возможно, первая причина заключается в том, что Бог здесь желает предупре­дить возникновение в нас интеллектуальной гордыни и нам следует оставать­ся смиренными. Вторая причина, вероятно, состоит в желании Бога напомнить нам, что Он более велик, чем наш разум, и что Он действует непостижимым для нас образом. И наконец, характерно, что в новозаветную эпоху Бог мно­гое свершает в невидимом, духовном мире. Перерождение, подлинная молит­ва, поклонение «в духе и истине», духовные благословения, которые мы обре­таем через Вечерю Господню, духовная брань, сокровища на небесах, распо­ложение нашего разума к вышнему, к тому миру, где пребывает Христос, — все это и многое другое в христианской жизни связано с тем, что происходит в невидимом, духовном мире, с тем, что мы не видим и не можем до конца по­нять. В свете этого, говорение наязыках — это еще одно действие, происходя­щее в невидимом, духовном мире, которое, как мы верим, имеет силу; и мы верим в это потому, что так нам говорит Писание, а не потому, что мы можем постигнуть это нашим разумом (ср.: 1 Кор. 14:5).

4) Состояние не экстатическое, а контролируемое человеком. В NEB «гово­рение на языках» переводится как «экстатическая речь». Получается, что го­ворящие на языках не осознают происходящего вокруг них, или теряют конт­роль над собой, или вынуждены говорить наязыках против собственной воли. Кроме того, в пятидесятническом движении были церкви, где допускалось буйное и беспокойное поведение на богослужениях, и у некоторых людей сло­жилось представление, будто говорение на языках — это некая разновидность экстатической речи.

Однако в Новом Завете мы наблюдаем совершенно иную картину. Даже когда Святой Дух сошел вдень Пятидесятницы с небывалой силой, ученики были способны прекратить говорение на языках, чтобы Петр смог произнес­ти свою проповедь. В более точной форме на это указывает Павел:

Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу (1 Кор. 14:27,28).

Здесь Павел требует, чтобы говорящие на языках высказывались пооче­редно, и ограничивает их число тремя. Отсюда ясно, что они понимали проис-

христиане должны молиться в соответствии с природой и водительством Святого Духа, что вполне может выражаться и в говорении на языках, но также и в других видах молит­вы на языках, которые можно понять. Также и высказывание «Всякою молитвою и про­шением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18) имеет отношение к любой молитве в любое время. Здесь речь идет о молитве, согласующейся с природой Святого Духа, чувст­вительной к Его водительству, но которую не следует сводить только к говорению на языках. Однако говорение на языках, среди прочих разновидностей молитвы, также может быть отнесено к этому высказыванию. (О том, что христиане могут совершать «во Святом Духе», см. в гл. 29.)


________________ Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах ______________ 1213

ходящее вокруг и были способны контролировать себя. Если рядом не нахо­дилось никого, кто мог бы истолковать их речь, то они легко могли хранить молчание. Все эти факты указывают на то, что говорение на языках подразу­мевает прекрасное владение собой и не дает повода считать это в некотором роде экстатической речью.

5) Говорение на языках без истолкования. Если в собрании нет никого из тех, кто имеет дар истолкования, то, как сказано в процитированном выше отрывке, высказывание не должно быть публичным.

Павел говорит о молитве на языках и о пении на языках: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петьдухом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15). Это еще раз подтверждает данное выше определение, в котором мы рассматри­вали говорение на языках как нечто в первую очередь обращенное к Богу в мо­литве и хвале. Это также дает законное основание для пения на языках как пуб­лично, так и в узком кругу. И все же к пению применимы те же правила, что и к говорению: если нет истолкователя, то публично петь не следует45.

В1 Кор. 14:20—25 Павел говорит, что, если верующие говорят на языках без истолкования, то они поступают и мыслят «как младенцы» (1 Кор. 14:20). Здесь же он цитирует Ис. 28:11,12: «Иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1 Кор. 14:21).

В контексте Ис. 28 Бог предостерегает непокорный израильский народ, что следующими словами, которые они услышат от Него, будут слова чуже­земцев, не понятные им, — на Израиль пойдет войной ассирийское войско, которое будет орудием суда Божьего. Павел возводит это в общий принцип: если Бог обращается к народу на языках, которые народ не может понять, то это явно суд Божий.

Павел справедливо применяет это к ситуации, когда на богослужении происходит говорение на языках без истолкования. Он называет это знаме­нием (знамением осуждения) для неверующих:

45 В наши дни многие церкви практикуют то, что принято называть «пением в Духе», во время которого все собрание или его большая часть одновременно поет на языках, импровизируя мелодию индивидуально, основываясь на определенном доминирую­щем музыкальном тоне. Хотя многие люди подтверждают, что в этом есть красота и духовная мощь, все же мы должны подчеркнуть, что это противоречит указанию Павла в 1 Кор. 14:27,28, где сказано, что говорящие на языках должны сменять друг друга и на богослужении их не может быть больше трех, причем говорение должно сопровождаться истолкованием. Хотя такое пение может казаться прекрасным тем, кто к нему привык, и хотя Бог в некоторых случаях может использовать его для обращения неверующего человека, все же Павел прямо говорит, что в целом такое поведение истолковывается неверующими как «беснование» (1 Кор. 14:23). Такую практику можно было бы заме­нить пением на понятном языке, что согласовывалось бы с Писанием и было бы дейст­вием, совершаемым из любви к ближним.



Часть VI. Учение о Церкви


Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и вой­дут к вам незнающие или неверующие, — то не скажут ли, что вы бес­нуетесь? (1 Кор. 14:22,23).

Здесь Павел употребляет слово «знамение» в значении «знак отношения Бога» (вне зависимости оттого, положительное оно или отрицательное). Язы­ки, которые не понятны пришедшим, — безусловно отрицательное знамение, знамение осуждения. Поэтому Павел предостерегает коринфян, чтобы они не давали такого знамения тем, кто приходит к ним. Он говорит им, что если к ним приходит посторонний и слышит непонятную речь, он, безусловно, не бу­дет спасен и придет к выводу, что коринфяне беснуются; в таком случае язы­ки без истолкования будут действовать как знамение осуждения Божьего.

Напротив, Павел говорит, что пророчество, которое также является зна­мением отношения Бога, — это положительное знамение благословения Бо­жьего. Поэтому он и говорит, что пророчество — это знамение «для верую­щих» (ст. 22). Именно поэтому он завершает свое рассуждение следующим выводом: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незна­ющий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: „истинно с вами Бог"» (ст. 24, 25). Когда такое происходит, верующие, безусловно, по­нимают, что Бог действует среди них, принося благословение, и пророчество действует как знамение для верующихо положительном отношении к ним Бога46.

Однако, несмотря на предостережения, Павел, безусловно, относится к этому явлению положительно и одобряет его в узком кругу. Он говорит: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот на-зидает церковь» (1 Кор. 14:4). Каков же его вывод? Он заключается не в том (как утверждают некоторые), что христианам следует использовать дар толь­ко публично или полагать, что его использование при других обстоятельствах не имеет ценности. Напротив, Павел говорит: «Что же делать? Стану молить­ся духом, стану молиться и умом» (ст. 15). Он говорит также: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» (ст. 18); «Желаю, чтобы вы все говори-лиязыками; но лучше, чтобы вы пророчествовали» (ст. 5); «Ревнуйте о том, что­бы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками» (ст. 39). Если при­нятое нами ранее определение дара говорения на языках как молитвы или про­славления Бога правильно, то мы, конечно, должны ожидать, что за ним последует назидание, даже если разум говорящего и не осознает, что именно произносится. При этом его дух напрямую общается с Богом. Также как мо-

46 См.: Wayne Grudem," 1 Corinthians 14:20—25: Prophecy and Tongues as Signs of God's Attitude", WTJ4 1:2 (Spring 1979), pp. 381 —396, где этот вопрос рассматривается более под­робно.


______________ Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах ______ 1215

литва и поклонение в целом назидают нас, когда мы в них участвуем, так и этот вид молитвы и поклонения назидает нас, как этому учит Павел.

6) Говорение на языках с истолкованием. Павел говорит: «Пророчеству­ющий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяс­нять, чтобы церковь получила назидание» (1 Кор. 14:5). Когда сказанное на языках истолковано, то все могут это понять. Павел говорит, что в таком слу­чае говорение на языках настолько же ценно для церкви, как и пророчество. Отметим, он не говорит, что эти два дара имеют одни и те же функции (другие тексты указывают, что пророчество — это речь от Бога к человеческим суще­ствам, тогда как говорение на языках — это речь людей, направленная к Богу). Однако Павел ясно говорит, что они имеют одинаковое значение для назида­ния церкви.

7) Не все говорят языками. Не все христиане являются апостолами, не все — пророками и учителями, не все обладают даром исцеления и точнотакже не все говорят языками. Павел совершенно отчетливо указывает на это, когда задает несколько вопросов, предполагая получить отрицательные ответы; среди про­чих вопросов есть и следующий: «Все ли говорят языками?» (1 Кор. 12:30). И здесь тоже подразумевается отрицательный ответ47. Иногда утверждают, что Павел лишь имеет в виду, что не все говорят языками публично, и, вероятно, он допускал, что все могут говорить языками в ином окружении. Однако такое разфаничение кажется чуждым контексту и неубедительным. Павел просто сообщает, что не все говорят языками. Вот его следующий вопрос: «Все ли истолкователи?» (ст. 30). А вот два предшествующих вопроса: «Все ли чудо­творцы? Все ли имеют дары исцелений?» (ст. 29,30). Станем ли мы проводить подобное же разфаничение в отношении этих даров — т. е. утверждать, что не все истолковывают языки публично, но все христиане способны делать это в частном окружении"! Или что не все могут совершать чудеса публично, но способны делать это дома? В каждом из этих случаев подобное разфаничение не согласуется с контекстом.

Утверждение о том, что все христиане могут говорить языками (несмотря на утверждение Павла, что не все могут говорить языками), в большинстве случаев, вероятно, основывается на учении о крещении Святым Духом, кото­рое происходит после обращения48, на учении, которое рассматривает говоре­ние на языках как начальный «знак» обретения крещения Святым Духом49.

47 Греческая частица щ перед вопросительной конструкцией подразумевает, что от
читателя ожидается ответ «нет». NASB прекрасно передает смысл вопроса: «Ведь не го­
ворят же все языками, не так ли?»

48 О крещении Святым Духом см. в гл. 38.

49 Это учение до сих пор является официальной позицией пятидесятнической церк­
ви США «Ассамблеи Божьи».



Часть VI. Учение о Церкви


Однако в отношении такого взгляда остается много спорных вопросов (как это показано в гл. 38). Судя по всему, разумнее истолковывать 1 Кор. 12:30 в том значении, которое там ясно прочитывается: не все говорят языками. Дар говорения на языках — как и любой другой дар — даруется Святым Духом не каждому христианину, который ищет этого дара. Он «разделяет каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

Однако в Писании нигде не говорится и отом, чтолишь немногие будут обладать даром говорения на языках, а поскольку этот дар Павел рассмат­ривает как полезный для назидания, молитвы и поклонения (по крайней мере, на личном уровне, если не в церкви), то нет ничего удивительного в том, что Святой Дух щедро распределяет этот дар и его обретают многие хри­стиане50.

8) Как быть с бесовскими имитациями? Иногда христиане боятся говорить языками, полагая, что, не осознавая, они могут произнести богохульство, или то, что внушено не Святым Духом, а бесом.

Во-первых, нужно сказать, что это совершенно не беспокоило Павла, даже в Коринфе, где многие были воспитаны в языческой храмовой традиции, там, где, как говорил сам Павел, «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Тем не менее Павел говорит: «Желаю, чтобы вы все говорили языками» (1 Кор. 14:5). Он не предостерегает коринфян опасаться бесовских имитаций или даже думать, что это возможно, когда они использу­ют дар говорения на языках.

Богословская причина такой позиции Павла заключается в том, что Свя­той Дух мощно действует в жизни верующих. Павел говорит: «Потому сказы­ваю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Свя­тым» (1 Кор. 12:3). Здесь Павел успокаивает коринфян, утверждая, что если они говорят силой Святого Духа, которая в них действует, то они не произне-

50 Иногда в подтверждение мнения о том, что все христиане могут говорить языка­ми, приводится Мк. 16:17: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками». Однако в ответ на это следует отметить следующее: 1) вероятнее всего, этот стих первоначально не был частью Евангелия от Марка, так как многие ранние, заслуживающие доверия рукописи не со­держат в себе отрывок Мк. 16:9—20, следовательно, это шаткое основание для построе­ния того или иного учения (см. гл. 16); 2) даже если этот отрывок и не является частью Писания, он, безусловно, является свидетельством очень ранней традиции в истории Церкви; но даже и в этом случае он не подтверждает, что все верующие будут говорить языками. В следующем предложении говорится: «Будут брать змей» (ст. 18), но ни один ответственный толкователь не скажет, что это утверждение справедливо для каждого христианина; 3) в этом отрывке не прослеживается никакой связи между говорением на языках и крещением Святым Духом.


Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах



сут на Иисуса анафемы51. Отрывок 1 Кор. 12:3 призван служить успокоением коринфянам, которые могли с подозрением относиться к некоторым христи­анам, прежде поклонявшимся бесам в коринфских храмах. Не могло ли это бесовское влияние продолжаться и в использовании духовных даров? Павел же предлагает твердое правило: люди, подлинно исповедующие, что «Иисус есть Господь», могут совершать такое исповедание только через работу в них Святого Духа, и тот, кто говорит силой Святого Духа, никогда не произнесет богохульства на Иисуса52. Итак, Павла этот вопрос не тревожит. Он просто призывает верующих молиться на языках и говорит, что если они делают это, то назидают себя53.

9) Связан ли отрывок Рим. 8:26,27 с говорением на языках? Павел пишет:

Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыхания­ми неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (Рим. 8:26,27).

Павел здесь не упоминает говорение на языках прямо, это общее утверж­дение относительно жизни всех христиан, поэтому мы считаем: не правильно утверждать, что Павел имеет здесь в виду говорение на языках. Он говорит о более общем опыте в молитвенной жизни каждого христианина.

5' Могут возразить, что говорение на языках — это не речь, усиленная Святым Духом, а речь, которая исходит от духа самого говорящего. Однако Павел явно рассматривает все эти духовные дары как усиленные Святым Духом, даже такие, в которых человеческая лич­ность полностью участвует в молитве. Это было бы справедливо в отношении учителей, помощников и управителей, равно как и в отношении тех, кто говорит на языках. Во всех этих случаях действующая сила — это христианин, обладающий определенным даром и использующий его, и тем не менее все эти дары получают усиление от Святого Духа в их действии, и это справедливо также и в отношении говорения на языках.

52 Большое значение как ободрение имеют слова Иоанна по поводу бесовских сил,
пришедших в мир: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4).

53 В некоторых популярных книгах приводятся рассказы о том, как христиане,
утверждавшие, что они говорят на языках, на самом деле были одержимы бесом, кото­
рый и внушал им эту речь, и о том, как этот бес был в последствии изгнан. (См., напр.:
С. Fred Dickason, Demon Possession and the Christian [Westchester, 111.: Crossway, 1987], pp. 126,
127; 188—191; 193—197.) Однако это лишь еще одно подтверждение, что опыт следует
подчинять Писанию и проверять Писанием, а не наоборот. Нам следует быть осторож­
ными и не позволять отчетам о подобных происшествиях сделать наше отношение к го­
ворению на языках иным, чем отношение Писания. В 1 Кор. 12—14 рассматриваются язы­
ки как прекрасный дар Святого Духа, ценный для назидания и блага церкви. И если Па­
вел считает возможным сказать: «Желаю, чтобы вы все говорили языками» (1 Кор. 14:5),
то незачем пугать людей этим опытом, как делают это современные интерпретаторы и
что противоречит сказанному в Новом Завете. Отметим цитату, которую приводит Ди-
касон в указанной выше книге: «Если вы хотите искать для себя этого дара, значит

39 Зак 3605



Часть VI. Учение о Церкви


Но тогда о чем же Павел говорит? Иногда полагают, что он имеет в виду заступничество, совершенно незаметное для нас, в котором Святой Дух хода­тайствует о нас, воздыхая и стеная к Отцу. С этой точки зрения, подобное за­ступничество Духа длится непрерывно, но мы не знаем об этом (вернее, знаем только в силу того, что об этом говорит Писание). Таким образом, речь идет о заступничестве, сходном с заступничеством Иисуса, о котором говорится в Рим. 8:34 и Евр. 7:25.

Однако это не кажется удовлетворительным объяснением данного отрыв­ка, и вот по каким причинам: 1) вряд ли Павел сказал бы, что заступничество Святого Духа, Который является бесконечным, всемогущим, всезнающим Богом, происходит через «невысказанные стоны» (букв, перевод греч. ctEvayiioiq iAaTdyzoi в Рим. 8:26), особенно если мы задумаемся о том, что слово «стоны» означает сильные вздохи утомления, свойственные слабым, отя­гощенным трудами существам падшего мира54; 2) в более широком контексте эти стенания кажутся связанными с тяготами жизни в этом злом веке, и в осо-

надо быть готовым оказаться под угрозой очень опасного опыта» (р. 127). Взгляд Павла, изложенный в Новом Завете, сильно отличается от этой точки зрения.

Я понимаю, Дикасон, в отношении говорения на языках в наши дни, придержива­ется цессационистской позиции (см. р. 189: «Я сомневаюсь, что в наши дни может иметь место говорение на языках в новозаветном смысле»). Он не подчиняет опыт Писанию, а видит в этом опыте подтверждение его понимания Писания. (Цессационистский взгляд я рассматриваю в гл. 51.)

Возможность бесовских имитаций любого дара существует в жизни неверующих людей (см.: Мф. 7:22; также гл. 16 о ложных чудесах). Тот факт, что нечто вроде «говоре­ния на языках» существует в языческих религиях, не должен удивлять нас или приво­дить к убеждению, что любое говорение на языках является ложным. Однако если речь идет о жизни верующих, особенно если у них есть добрый плод от использования даров, то 1 Кор. 12:3,1 Ин. 4:4 и Мф. 7:16—20 говорят нам, что это не поддельные дары, не имита­ция, а настоящие дары от Бога. Мы должны помнить, что сатана и бесы не делают добра; они творят зло; они не приносят благословения; они несут разрушение.

Нейл Андерсон приводит историю о человеке, который, судя по всему, был христиа-ниноми имел поддельныидар говорения языками (см.: Neil T. Anderson, The Bondage Breaker [Eugene, Oreg.: Harvest House, 1990], p. 159, 160). Однако Андерсон отмечает, что этот дар был обретен через «лжеучителей» (р. 159) и привел к явно разрушительным последстви­ям в жизни этого человека. Эти факты, но не одни только слова беса в качестве свиде­тельства, ясно указывают на поддельную природу этого так называемого «дара». В отли­чие от Дикасона, Андерсон не является противником говорения на языках (р. 160).

Еще одно объяснение историй, приведенных Дикасоном, заключается в том, что бесы, которые говорили, что они «духи языков», и вселились в этого христианина в тот момент, когда на него возложили руки некие харизматы, просто лгали. Сатана — «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44), и он хочет, чтобы христиане боялись использовать как можно большее число даров Святого Духа.

54 Слово «стон» (стёихудюс) в Новом Завете употребляется, помимо этого места, толь­ко еще в Деян. 7:34, где говорится о стенаниях Израиля, угнетаемого Египтом. Однако однокоренной глагол cievbfy) употребляется неоднократно, и всегда в отношении смерт-


________________ Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах ______________ 1219

бенности со страданиями этого века (ст. 17,18,23); 3) глагол «подкрепляет», в Рим. 8:26 («Дух подкрепляет [нас] в немощах наших»), не означает действие, которое Святой Дух совершает вне нас и ради нас, речь идет скорее о действии, которое Святой Дух совершает вместе с нами. Глагол, который здесь употреб­ляет Павел (ovvamikaupdvonai), используется также в Лк. 10:40, когда Мар­фа хочет, чтобы Иисус сказал Марии «помочь» ей — и, вне всякого сомнения, она не желает, чтобы Мария занялась приготовлением пищи вместо нее, ее желание заключается в том, чтобы Мария пришла и занялась этим вместе с ней55. Поэтому Павел говорит не о чем-то таком, что Святой Дух совершает без какого бы то ни было участия с нашей стороны, а о том, что Святой Дух совершает вместе с нами.

Какова связь между всем этим и говорением на языках? Определенное сходство есть, поскольку речь идет об эффективной молитве, которой мы мо­лимся, даже если мы не понимаем вполне, о чем молимся. Однако есть и опре­деленные различия, которые заключаются в том, что когда мы в молитве из­даем вздохи и стоны, то это часто связано с тяготами, которые мы осознаем, и таким образом понимаем, о чем мы молимся. Павел же говорит, что мы не зна­ем, о чем именно молиться, когда нам следует помолиться в подобной ситуа­ции. Святой Дух подкрепляет нас Своим заступничеством «по воле Божией» (Рим. 8:27). Здесь нет прямого упоминания о том, что наш дух молится (хотя это также может быть верно), не говорится также и о том, что наш разум оста­ется без плода или что мы не понимаем чего-то (хотя иногда это может быть отчасти верно). Эти вздохи или стоны не имеют отношения к молитве, кото­рую можно было бы назвать «другие языки». Итак, налицо многие различия, хотя в Рим. 8:26,27 и говорится о заступничестве, совершаемом через звуки, которые мы не понимаем полностью. Таким образом, речь идет о явлении, ко­торое отчасти схоже с говорением на языках.

ных существ, которые стенают, как падшие творения. Немногими строками выше слово ctevdtyo отсылает к нашим собственным стенаниям, вызванным незавершенностью на­шего спасения (Рим. 8:23, однокоренной глагол с приставкой употреблен в ст. 22 о самом творении). Этот глагол употреблен для описания смертных существ, которые стенают, также в Мк. 7:34 (где речь идет об Иисусе как человеке); во 2 Кор. 5:2,4 (о верующих, которые обладают подверженным разрушению земным телом); в Евр. 13:17 (о руководи­телях церкви, которые могут поддаться желанию застонать из-за тягот церковного управ­ления); и в Иак. 5:9 (предостережение христианам не сетовать друг на друга). Хотя этот глагол однажды употреблен в связи с Иисусом, Который стенал, будучи ограничен чело­веческим существованием, все же это слово не кажется уместным для описания дея­тельности Святого Духа, Который не может испытывать подобной слабости, так как Он никогда не воплощался в человеческой природе.

55 С иным взглядом можно ознакомиться в книге: Douglas Moo, Romans 1—8, p. 559— 563, где автор (с некоторым сомнением) истолковывает эти стоны как исходящие от Свя­того Духа.



Часть VI. Учение о Церкви



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: