Методика проведения наблюдений разных видов

Наблюдение с использованием раздаточного материала (начиная со ср.гр.)

Каждый ребенок получает для рассматривания набор объектов. Эта организация занятия довольно эффективна, она способствует формированию у детей более полных конкретных представлений о природе, развитию восприятия (обследование объектов, сравнение, определение признаков). Воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

Длительное наблюдение (рост и развитие растений, установление изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за природой и т.д.)

Воспитатель должен знать основные этапы роста и развития животного или растения. Воспитатель побуждает детей рассмотреть объект, сравнить и т.д.

3.2.8.1.

Планирование сравнительных наблюдений

Д/З

Составить конспект сравнительного наблюдения

Сравнительное наблюдение

(Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных»)

Сравнение — мыслительная операция.

Сравнение способствует легкому и более качественному усвоению знаний, помогает установить связи новых представлений с уже имеющимися; обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Сравнение должно проводиться систематически.

Сравниваем:

а) внешний вид

б) образ жизни

в) среду обитания

г) способ размножения

д) группировка по существенным признакам внутри класса (классификация)

е) жизненные проявления (повадки)

ё) способы передвижения

ж) издаваемые звуки

з) приспособление к среде обитания

Начинаем сравнивать с различий, а потом переходим к сходствам.

В младш.и средн.группах проводим сравнительные наблюдения за знакомыми животными. Контраст.

Старший возраст: могут устанавливать не только отличие, но и находить общее, видеть своеобразие в сходном.

Подготовительная группа: сравнивают животных по каким-то одним общим признакам.

Младшая Сравнение кролика и кошки Чем животные НЕ похожи? Какие уши у кошки? У кролика? Какой хвост? Что ест кролик? А кошка?
Старшая Сравнение белки и кошки Чем НЕ похожи белка и кошка? Кошка домашнее животное, а белка? Что ест каждая из них? Где живут? Чем похожи белка и кошка? Чем покрыто их тело? Что у обеих есть на голове? На лапах?

Кроме сопоставления в процессе непосредственного наблюдения используют сравнение по наглядным пособиям, а также по памяти.

Сравнение может быть использовано как ведущий прием занятия или выступать наравне с другими.

Пример сравнительного наблюдения:

Планирование сравнительного наблюдения

Старшая группа

Тема: «Сравнение черепахи и ящерицы»

- чем различаются черепаха и ящерица?

- Черепаха может жить в воде и на суше, а ящерица?

- Черепаха травоядная, а ящерица?

- Ящерица живородящая, а черепаха?

- Каковы они по окраске?

- Ящерица быстро бегает, а черепаха?

- Чем покрыто их тело?

- Издают ли звуки эти животные?

- Чем отличаются хвосты у ящерицы и черепахи?

- Как защищаются черепаха и ящерица? (Зачем черепахе панцырь? Какую функцию выполняет хвост у ящерицы)

- Эти животные дикие или домашние?

- Какую пользу они приносят?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: