Наблюдение с использованием раздаточного материала (начиная со ср.гр.)
Каждый ребенок получает для рассматривания набор объектов. Эта организация занятия довольно эффективна, она способствует формированию у детей более полных конкретных представлений о природе, развитию восприятия (обследование объектов, сравнение, определение признаков). Воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.
Длительное наблюдение (рост и развитие растений, установление изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за природой и т.д.)
Воспитатель должен знать основные этапы роста и развития животного или растения. Воспитатель побуждает детей рассмотреть объект, сравнить и т.д.
3.2.8.1.
Планирование сравнительных наблюдений
Д/З
Составить конспект сравнительного наблюдения
Сравнительное наблюдение
(Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных»)
Сравнение — мыслительная операция.
Сравнение способствует легкому и более качественному усвоению знаний, помогает установить связи новых представлений с уже имеющимися; обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Сравнение должно проводиться систематически.
Сравниваем:
а) внешний вид
б) образ жизни
в) среду обитания
г) способ размножения
д) группировка по существенным признакам внутри класса (классификация)
е) жизненные проявления (повадки)
ж) издаваемые звуки
з) приспособление к среде обитания
Начинаем сравнивать с различий, а потом переходим к сходствам.
В младш.и средн.группах проводим сравнительные наблюдения за знакомыми животными. Контраст.
Старший возраст: могут устанавливать не только отличие, но и находить общее, видеть своеобразие в сходном.
Подготовительная группа: сравнивают животных по каким-то одним общим признакам.
| Младшая | Сравнение кролика и кошки | Чем животные НЕ похожи? Какие уши у кошки? У кролика? Какой хвост? Что ест кролик? А кошка? |
| Старшая | Сравнение белки и кошки | Чем НЕ похожи белка и кошка? Кошка домашнее животное, а белка? Что ест каждая из них? Где живут? Чем похожи белка и кошка? Чем покрыто их тело? Что у обеих есть на голове? На лапах? |
Кроме сопоставления в процессе непосредственного наблюдения используют сравнение по наглядным пособиям, а также по памяти.
Сравнение может быть использовано как ведущий прием занятия или выступать наравне с другими.
Пример сравнительного наблюдения:
Планирование сравнительного наблюдения
Старшая группа
Тема: «Сравнение черепахи и ящерицы»
- чем различаются черепаха и ящерица?
- Черепаха может жить в воде и на суше, а ящерица?
- Черепаха травоядная, а ящерица?
- Ящерица живородящая, а черепаха?
- Каковы они по окраске?
- Ящерица быстро бегает, а черепаха?
- Чем покрыто их тело?
- Издают ли звуки эти животные?
- Чем отличаются хвосты у ящерицы и черепахи?
- Как защищаются черепаха и ящерица? (Зачем черепахе панцырь? Какую функцию выполняет хвост у ящерицы)
- Эти животные дикие или домашние?
- Какую пользу они приносят?