Экспериментальный отчет: заключительный этап оформления

Даже если эксперимент проводится только «для себя», как в случае с Йоко, экспериментальный отчет имеет важное значение. Он помогает экспериментатору собрать вместе всю информацию и оформить ее так, чтобы пред­ставить эксперимент в целом. Для типичного экспери­мента, выводы которого должны иметь широкое прило­жение, отчет не просто полезен, но необходим. Пока не написан отчет, эксперимент не может считаться оформ­ленным до конца. После публикации отчет называется статьей.

Как часто нам приходится слышать рассказы об уди­вительных экспериментальных результатах. Например, вам могут сказать, что у слонов совершенно неразвита память. Но часто случается так: вы бросаетесь искать статью, в которой этот результат опубликован, и нигде ее не находите. Все, что вы слышали об эксперименте, ие более чем слух. Именно благодаря эксперименталь­ным отчетам подобные находки получают документаль­ное подтверждение.

Конечно, для заинтересованных читателей экспери­ментатор может опубликовать весь свой лабораторный дневник. Но даже если смириться с необходимостью большого количества печатного материала, эта идея не очень хороша и сама по себе. Вряд ли кто захочет раз­бираться во всех многочисленных деталях. Но даже если кто-то и будет все это читать, ему потребуется слишком много времени, чтобы собрать все детали воедино. Ко­роче говоря, эксперимент не имеет никакой ценности, пока он не будет адекватно изложен. Цель эксперимен­тального отчета — как можно эффективнее донести до предполагаемых читателей смысл эксперимента.

Адекватный способ изложения — вот к чему следует стремиться в экспериментальном отчете. Посмотрите еще раз на эксперимент Йоко, и вы убедитесь, что при его описании преследовалась именно такая цель.

Во-первых, — и это главное — экспериментальный отчет должен быть написан ясно. В любых случаях

43автору нужно стремиться не произвести впечатление на читателя, а подробно информировать его. Во-вторых, отчет разделен на стандартные разделы. Такой способ его оформления помогает автору организовать мате­риал. Он помогает и читателю, поскольку тот уже знает, что и где ему искать. Благодаря стандартной структуре отчета читатель может научиться извлекать из статьи необходимые сведения с наибольшей легкостью и наи­меньшей затратой времени. Как вы увидите из дальней­шего изложения, данная структура, разработанная для описания экспериментов, является очень эффективной. Если тщательно следовать ей, то опытный исследова­тель сможет повторить эксперимент самостоятельно. Это называется воспроизводимостью эксперимента. Далее мы приводим разделы экспериментального отчета и их функции.

  1. В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.
  2. В «Кратком содержание» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в резуль­тате.
  3. Во «Введении» рассказывается о том, ради чего эксперимент был задуман и проведен.
  4. В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент. Пользуясь материала­ми этого раздела, эксперимент можно будет повторить. Описание методики должно быть при этом достаточно сжатым, чтобы не отпугнуть и менее посвященного чи­тателя.

Раздел «Методика» включает:

а) Испытуемые. Отмечаются аспекты, важные для данного эксперимента: количество испытуемых, их возраст, пол, уровень слуха и т. п.

б) Материал. Различные пьесы для заучивания, за­дачи для решения, напитки для дегустации и т. п., используемые в эксперименте, нужно описывать здесь.

в) Оборудование. В этом подразделе представлены всевозможные приборы, применяемые для созда­ния экспериментальных ситуаций или для записи ответов испытуемых. Дается описание этих при­боров, существенное для эксперимента.

г) 44Процедура. Здесь приводятся последовательные этапы проведения эксперимента: какая инструк­ция давалась испытуемым,.как именно они ее вы­полняли и т. д.

5. В разделе «Результаты» представлены анализи­руемые данные, обычно вместе с одной или.несколькими таблицами и графиками. Читателю подробно разъяс­няют, на что именно ему нужно обращать внимание в таблицах и графиках и почему. В первую очередь при­водится наиболее важная информация. В разделе можно дать и некоторую интерпретацию результатов, чтобы чи­татель смог представить себе их общий смысл, однако основной акцент нужно делать на реально полученные данные.

6. В разделе «Обсуждение» содержится интерпрета­ция результатов и выводы. Здесь же предлагаются пути дальнейшего усовершенствования эксперимента, если полученные результаты недостаточно ясны. Часто автор комментирует связь своего эксперимента с предыду­щим, а также с теми идеями, которые высказывались ранее в соответствующей литературе.

7. В разделе «Сноски» указываются неопубликован­ные материалы, проводящиеся исследования и малоти­ражные работы. Они перечисляются в порядке их упо­минания в статье. В тексте статьи они цитируются по фамилии автора, затем ставится слово «Сноска» и соот­ветствующий номер.

8. «Цитированная литература». Ссылки перечис­ляются в алфавитном порядке в соответствии с формой, принятой Американской психологической ассоциацией (1976). В статье они приводятся по фамилии автора (иногда в скобках) и году публикации (всегда в скоб­ках).

9. «Примечания» в психологических статьях обычно используются автором для выражения благодарности кому-либо и указания своего места жительства. Так, Йоко благодарит за помощь Джека (она должна быть признательна ему и за финансовую поддержку ее иссле­дования) и указывает адрес, по которому ей могут прислать вопросы или заявки на перепечатку статьи.


45 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Мы обсудили три эксперимента: использование наушников на ткацком производстве, сравнение двух методов заучивания фортепьян­ных пьес и оценка вкуса двух сортов томатного сока. Все это были эксперименты, дублирующие реальный мир. Данный тип экспери­мента можно считать моделью общей стратегии, которая помогает нам делать выводы на базе ограниченной практики в нашей повсе­дневной жизни. Как мы обобщаем свой жизненный опыт, так мы обобщаем и результаты эксперимента.

Мы начали с описания этого типа эксперимента, потому что он самый простой. Трудности, которые встречаются в более сложных экспериментах, например вопрос о возможности более широкого рас­пространения экспериментальных выводов и необходимость понима­ния психологических теорий, нами не обсуждались. Подобные экспе­рименты читатель сразу же может проводить.

На примере эксперимента в ткацком цехе было показано, что неотъемлемым условием проведения эксперимента является его ор­ганизация. Без заранее подготовленного плана мы получим лишь от­дельные корреляции между переменными. Но если мы организуем определенный порядок применения различных состояний независи­мой переменной, то сможем обнаружить ее возможные влияния на зависимую переменную. Полученное в эксперименте отношение между независимой и зависимой переменными служит для проверки экспериментальной гипотезы.

Следующее необходимое условие эксперимента — протоколиро­вание. Оно значительно повышает качество полученных данных по сравнению с экспериментом, описанным плохо. Это показано на при­мере эксперимента Джека Моцарта с заучиванием фортепьянных пьес. Если же экспериментатор не ведет протокола, он вынужден полагаться на свою память, которая никогда не бывает безупречной, а иногда может стать источником нежелательных предубеждений. Шаг за шагом мы описали все этапы работы Джека по составле­нию документации эксперимента, а затем суммировали ее отдельные части.

Заключительной стадией описания эксперимента является экспе­риментальный отчет. Его иллюстрация дана на примере эксперимен­та с томатным соком. Без отчета (который после публикации назы­вается статьей) экспериментальные результаты остаются ничем не подтвержденными слухами. Описана типичная структура эксперимен­тального отчета. Его основная цель — наиболее адекватное изложе­ние эксперимента для читателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: