Новые общественные пространства русской провинции: от принципа top — down к городским активистам

Основные достижения нового русского урбанизма сконцентрированы в Москве. Самой масштабной попыткой создать «город для людей» вне столичного локуса, явился проект «Пермь – культурная столица России», но анализ пермского эксперимента, причины его провала и последствия этого провала, требуют отдельного исследования. В данном параграфе автор ограничется простым перечислением отдельных примеров адаптации идей нового урбанизма и попыток формирования общественных пространств нового типа в различных городах России.

Санкт-Петербург. В первом параграфе упоминалось арт-пространство «Новая Голандия», ставшее для Петербурга аналогом Парка Горького. Еще одним культовым петербургской локацией является лофт «Этажи». На сегодняшний день этот культурный центр размещается на территории в 3000 квадратных метров, там находятся 2 галереи современного искусства, 4 выставочных пространства, Кофейня Зеленая Комната, открытая крыша и проч[25]. Из наиболее интересных примеров новых общественных пространств Санкт-Петербурга, следует упомянуть благоустройство набережной вдоль Приморского проспекта, реализуемое ГК «Пионер» совместно с японской архитектурной студией Nikken Sekkei. Общая стратегия развития территории подразумевает пешеходный маршрут (променад длиной 1,6 км) в форме ленты через различные виды ландшафта. Приморский променад призван вернуть людям открытую и комфортную прибрежную среду, инициировать различные формы активности и таким способом создать популярное прибрежное пространство нового типа[26].

Одним из первых центров нового русского урбанизма является г. Ярославль, где еще в 2006 г. было основано Региональное агентство творческих инициатив LIFT [27], а с 2007 году на территории складского двора Ярославской текстильной мануфактуры функционирует культурный центр TEXTIL[28]. На этой площадке регулярно проводятся уличные фестивали, выставки современного искусства и «большие обеды». С 2008 г. в Ярославле проводится летний фестиваль современной городской культуры «Архитектура движения» который предлагает горожанину участвовать в жизни города: предлагать идеи, инициировать маршруты, открывать двери и новые возможности. «Фестиваль нацелен на развитие города через творческие инициативы, солидарность горожан и сотрудничество власти, бизнеса и творческого сообщества. Это фестиваль идей, в программе которого – художественные и социальные акции, представляющие идеи по развитию, видению и критике города и позволяющие развивать город как современную открытую территорию. Результатами проекта стали предложение и реализация новых механизмов освоения городских территорий; расширение пространства и аудитории культурных событий; новые формы сотрудничества с коммерческим и некоммерческим сектором; создание культурных продуктов, предлагающих новые образы города»[29].

В Вологде с 2011 г. проходят «Дни архитектуры», а в 2012 г. запущен проект «Активация». В рамках проекта были разработаны концепции пяти общественных пространств Вологды, которые должны быть изменены в соответствии с нуждами горожан и современными тенденциями архитектуры[30].

В Красноярск е в январе 2013 г. краевая администрация приняла решение развивать в городе креативную экономику и для этих целей городским активистам в безвозмездное пользование предоставили пустующие помещения Дома культуры 1956 года постройки. Будущий арт-кластер назвали «Каменкой» в честь притока Ангары, который на территории Красноярска превратился в подземную речку и бежит по трубам точно под зданием ДК. Команда «Каменки» надеется речку когда-нибудь откопать, разбить по берегам парк и поставить уютные кофейни[31].

В Воронеже с 2013 г. проводится фестиваль уличного искусства «Здесь», в рамках которого создаются новые арт-объектов и росписи городских стен. Впервые фестиваль состоялся в 2013 году, было создано 14 работ силами 26 художников из Воронежа, городов России и Германии. В июне 2014 года исследовательский проект Calvert Forum провел в Воронеже международную конференцию, посвященную развитию городских креативных индустрий. Зарубежным партнером Воронежа стал Манчестер: на его примере воронежцы изучали британский опыт. Манчестер, в прошлом депрессивный индустриальный город, за несколько лет стал креативным центром Англии. Calvert Forum проанализировал результаты конференции и опубликовал исследование, в котором содержатся рекомендации относительного того, как развить креативные индустрии в Воронеже[32]

В Казани в июне 2014 г. прошел Kazan Urban Forum, которому предшествовал Конкурс городских инициатив. Участниками конкурса стали жители города, которые предложили свои проекты в пяти направлениях: велосипедная инфраструктура, автомобильная парковка, выгул домашних животных, доступная среда и раздельный сбор мусора[33]. 11-12.04.2015 г. в Казани прошел Calvert Forum, целью которого заявлена разработка предложений по дальнейшему формированию креативной среды города, развитию сектора цифровых технологий и созданию благоприятного фона для привлечения как внешних, так и внутренних инвестиций в регион[34].

Ижевск. С 2014 г. в городе активно работает «Ассоциация развития города» (АРГО). Были организованы следующие активности: международный конкурс на разработку концепции центральной площади, летняя Школа урбанистики, «Фестиваль живых городов», который в мае 2015 г. прошел с большим размахом[35]. За основу своей деятельности активисты АРГО взяли концепцию интегрального города канадского консультанта Мэрилин Хэмилтон, согласно которой в процесс развития города должны быть включены четыре «голоса»: активные горожане, некоммерческий сектор, администрация и бизнесмены. И только тогда, когда эти четыре группы интересантов начинают слышать друг друга и взаимодействовать, возможны какие-то изменения в городе[36].

В Ростове-на-Дону команда URBAN_FACTORY_Rostov[37], объединившая под девизом «Сделаем город удобным» молодых архитекторов и художников, собирает пожертвования для реализации проекта городской мебели «Острова будущего», которые презентуются как компактные архитектурные модули, обустроенными площадки для отдыха и общения, призванные выполнять функции общественных центров, платформы для мероприятий, собраний горожан и разного рода активной деятельности. «Каждый модуль будет состоять из нескольких блоков: лавочек, места для работы, детского пространства, клумб. «Острова» будут оборудованы велопарковками и пунктами раздельного сбора мусора».

Этот список можно продолжать: аналогичные форумы, активности, «Дни архитектуры», фридмаркеты, ресторанные дни и проч. за последние два года прошли в Новосибирске, Екатеринбурге, Калуге, Краснодаре, Калининграде, Саратове, Самаре, Пензе и др. городах. Как правило все эти мероприятия носят временный, «фестивальный» характер и не ведут к значительным преобразованиям городской среды, ограничиваясь дизайн-интервенциями и созданием объектов в духе «палетного урбанизма». (Палета – деревянный поддон, используемый для конструирования временной городской мебели: лавок, столов, перегородок, опор вертикального озеленения и проч. Широкое распространение в провинции подобных объектов спровоцировало появление ироничного термина «палетный урбанизм», как расхожего штампа, имитирующего модный тренд «новое деревянное»).

Провинциальные общественные пространства, – городские площади, набережные, парки и проч. практически не модернизируются, а если и подвергаются реконструкции, то в официально-архаизированном стиле, восходящему к советскому классицизму. «Точками роста» и проводниками эстетики «нового урбанизма» являются т.н. арт-кластеры, созданные на базе промзон и бывших Дворцов Культуры, которые, если следовать классификации, предложенной в первой главе, относятся к «закрытым» общественным пространствам и мало заметны в городском ландшафте.

В статье, с говорящим подзаголовком: «Урбанистика как новая ловушка для молодежи…три города, до которых дошла мода на теорию малых дел под чутким руководством властей»[38], Е. Путилов, рассмотрев несколько кейсов (исчезновение политического стрит-арта в Екатеринбурге, движение «Спасем брусчатку» в Калининграде, творческое пространство для молодежи «Узел связи / HUBspace» в Чебоксарах) констатирует, что переход неформальных городских практик под кураторство городской администрации ведет к выхолащиванию идеи активизма: «городские проекты» начинают рассматриваться как возможности для карьерного роста, в итоге из процесса выпадает наиболее «креативная» часть энтузиастов, снова уходящих в еще более глубокий андеграунд. Автор указывает на то, что «рост интереса к урбанистике начался сразу после массовых демонстраций декабря 2011-го», и суть «стратегии малых дел», продвигаемой «агентами изменения городской среды» аффилированными с провластными структурами, «заключается в том, чтобы сбить накал протеста и вовлечь молодежь в решение «вопросов местного значения», увлечь ее хитросплетениями политической борьбы муниципальных депутатов, проблемами установки лавочек и асфальтирования проездов…Заказные блогеры начали нагнетать саспенс, запугивая публику ужасами городской среды в России и создавая тем самым запрос на деятельность по ее улучшению. Ловушка сработала, и наиболее активная молодежь потянулась в заранее подготовленные сети, послушно подсчитывая пассажиропотоки, составляя обращения в органы муниципальной власти и чувствуя себя причастной к малым делам и большим изменениям[39]».

Однако, Свят Мурунов более оптимистично оценивает перспективы развития отечественной «новой урбанистики»: «В России набирает силу движение городского активизма; неформальные сообщества могли бы стать важным субъектом развития городов».[40] Мурунов считает ошибочным общее мнение о том, что только крупные инвестиции из федерального бюджета способны преобразовать городское постсоветское пространство и противопоставляет многовековой схеме управление русским городом top — down городской активизм, который из формы досуга молодого среднего класса становится инструментом городского управления. «Активисты сами благоустраивают город, пытаются создать новые общественные пространства, насыщают городскую среду новыми событиями — концертами, кинофестивалями под открытым небом, ресторанными днями... Главный вопрос сегодня: может ли городской активизм превратиться во что-то серьезное? Может ли он стать субъектом, который бы начал транслировать какие-то новые ценности и цели? Стать инициатором и модератором перемен? В ряде городов — Ижевске, Новосибирске, Иркутске, Ярославле, Томске, Воронеже — повестка дня именно такова. Мы уже наблюдаем в этих городах пересборку городских активистов и экспертов». Сеть Центров прикладной урбанистики, основанных в 80 российских городах и объединяющие сотни активистов, фактически становится площадкой для разных реальных кейсов городского развития и управления[41].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: