«Кто за кем стот?»
Дети выстраиваются по одному в колонну. Логопед спрашивает их поочередно, кто за кем стоит, например: «Женя, за кем ты стоишь?» (Я стою за Катей.)
«Прогулка»
Дети собираются гулять. Они одеваются и говорят: «Я зайду за Таней» или «Я зашла за Таней».
«Прятки»
Дети пересчитываются и прячутся в комнате. Водящий находит ребенка и говорит: «Оля спряталась за стул. Витя спрятался за шкаф».
«Репка»
Дети рассматривают иллюстрации к сказке «Репка» и отвечают на вопрос: кто за кого?
Образец ответа: Дедка за репку. Бабка за дедку.
Родительный падеж существительных с предлогами без, из, у
1. Рассмотреть картинки. Ответить на вопросы: кто без чего? Что без чего? (Можно использовать поломанные игрушки.)
Образец ответа: Заяц без уха. Мишка без лапы. Машина без колеса.
2. Рассмотреть предмет. Ответить на вопросы: из чего сделан предмет? Какой?
Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей:
— Из чего сделан мяч? (Мяч сделан из резины. Мяч резиновый.)
3. Составить предложение с опорой на предметные картинки по образцу.
Образец: Столы делают из дерева. Столы деревянные.
4. Ответить на вопрос: у кого какие детеныши? Используются картинки, изображающие животных и птиц, например: Жеребенок у лошади. Щенок у собаки. Цыплята у курицы.
Предложный падеж существительных с предлогами о к на