Предмет философии и структура философского знания

Существуют вопросы, которые с необходимостью требуют использование возможностей философского размышления в поисках ответа на них. Эти вопросы получили название метафизических или мировоззренческих вопросов.

Все множество вопросов, которые задает философия, можно объединить в три фундаментальные мировоззренческие проблемы:

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса вопросов о статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию. В классической философии возникла такая формулировка этой проблемы, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии.

Предмет философии постоянно изменялся и модифицировался на протяжении ее исторического развития. Это было связано с дифференциацией философского знания, возникновением новых моделей его взаимодействия с культурой и частными науками.

1) Первые философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции преимущественно были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания. Первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия (от лат. natura — природа). Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы исходя из ее внутреннего единства и целостности.

2) Уже в рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформируется в онтологию (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение) — учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

3) Развитие философских школ, их соперничество поставило проблемы возможностей и границ человеческого познания, соотношения знания и мнения, истины и заблуждения. Развитие этой проблематики было связано со становлением логики (от греч. ‘logicos’ построенный на рассуждении – наука о законах правильного мышления, об универсальных формах и средствах рационального познания) и эпистемологии (от греч. ‘episteme’ знание и ‘logos’ учение – раздел философии, изучающий проблемы знания и познания).

3) Впоследствии, поскольку философия заводит предметный разговор о познании, она обращается к человеку познающему – к акцентированному исследованию природы и сущности человека. Так зарождается антропология (от греч. ‘anthropos’ человек и ‘logos’ учение) — учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Поскольку человеческое существование сопряжено со сферой нравственных ценностей и поступков, характеризуется творческим художественно-эстетическим отношением к реальности, а также протекает в обществе как системе социальных связей и отношений, то философское познание формирует такие философские дисциплины, как этика, эстетика, социальнаяфилософия, политическая философия и др.

Иногда дисциплины философского знания разделяют на теоретическую и практическую философию:

Теоретическая философия Практическая философия
логика, онтология, аксиология, гносеология и эпистемология, философия науки социальная философия, философия культуры, философия права, философская антропология, философия техники

Обобщим. Компонентами предметного поля философии являются:

• Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Что значить «быть». Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие и кажимость; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

• Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

• Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Именно общество оказывает основное влияние на развитие личности. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

• Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: