Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

Познаниеэто социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся из вещественной в идеально-знаковую форму (ка говорят в философии, «распредмечиваются») и обретают статус знания.

Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности:

1) знание как информация об объективном мире природы и общества;

2) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека;

3) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.

Существуют две распространенные классификации форм познания. В рамках первой из них следует различать:

а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо эта форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или «здравом смысле»;

б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний в науке, искусстве, богословии.

Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание.

Познавательная деятельность человека связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психическая активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошибки, иллюзии и т. д.

Однако главная суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик действительности в знании. Этот вопрос, конкретизирующийся в проблеме истины в познании, и является центральным для философского подхода к исследованию познавательной деятельности. Его анализ стимулировал формирование эпистемологии как особой философской дисциплины, в рамках которой проблемы познания исследуются средствами философии и логики.

Понятие «эпистемология» (от древнегреческого ἐπιστήμη — «наука», «достоверное знание») возникло в античности. В античной традиции эпистемология рассматривалась как специальный раздел философии, посвященный анализу основных проблем знания и познания.

К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина — теория познания или «гносеология» (от греч. gnosis — знание, logos — учение).

Как соотносятся понятия гносеологии и эпистемологии? Нередко гносеология и эпистемология рассматриваются как тождественные по своим характеристикам, т.е. как синонимы. Но есть и определенные основания различать их.

Центральная проблема гносеологии: как соотносятся субъект и объект; как субъект узнает про объект.

Центральная проблема эпистемологии: как соотносятся объект и знание. Насколько мое знание соответствует объекту.

Соответственно этому различается набор проблем гносеологии и эпистемологии.

Основной круг проблем гносеологии традиционно включал в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, форм и методов познания, проблемы истины и др. Набор проблем эпистемологического анализа составляется иначе. Это вопросы природы знания, его различных видов и типов, механизмов его объективации в различных формах деятельности, закономерностей функционирования и развития знания
Основное отношение, исследуемое в рамках гносеологии – субъект-объектное Эпистемология в отличие от гносеологии исходит не из субъект-объектной оппозиции как центрального, смыслообразующего отношения в процессе познания, а из оппозиции «объект – знание».
Гносеология тесно соседствует с логикой, когнитологией (теорией познавательных процессов) Эпистемология тесно соседствует с теорией аргументации, философией науки

Одним из центральных вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий соответствия наших знаний объектам исследуемой реальности.

Уже в Древней Греции были сформулированы две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие философских учений о познании:

а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная прежде всего в философии Платона, в частности в его концепции познания как припоминания (теория анамнесиса);

б) идея соответствия человеческих знаний миру природных вещей, которая была разработана Аристотелем и использована впоследствии как фундаментальное основоположение наивно-реалистических и материалистических концепций познания.

В зависимости от того или иного решения вопроса о принципиальной познаваемости мира в классической философии выделялись:

Эпистемологический оптимизм. Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма, исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. Это Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.

Эпистемологический скептицизм. В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию гносеологического скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению. В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были возрождены в учениях П. Гассенди, П. Бейля и особенно английского философа Д. Юма, который сформулировал систему аргументов против способности разума постичь природу причинных связей в мире.

Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма, согласно которой мир объектов принципиально непознаваем, и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей агностицизма был И. Кант, утверждавший, что мир объектов — это непознаваемые «вещи-в-себе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: