Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы.
Структура приема информации включает следующие этапы. Р -> ОЧ -> НИ -> ГМ -> ОЩ -> ЦВ -> (ЭП) -> ОП -+ (М) -> ОС <г- ВН.
Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации.
|
|
Ощущения | Восприятия | Память | Воображение | Мышление |
Отражение | Целостное | Отражение | Отражение | Высшая форма |
отдельных | отражение | прошлого | будущего, | отражательной |
свойств | предметов, | опыта и | создание | деятельности, |
предметов, | непосредст- | запечатле- | нового образа | позволяющая |
непосредст- | венно воздей- | ние, сохра- | на основе | понять |
венно | ствующих на | нение и | прошлого | сущность |
воздейству- | органы чувств, | воспроизве- | опыта | предметов и |
ющих на на- | в сово- | дение чего- | явлении, их | |
ши органы | купности | либо | взаимосвязь, | |
чувств | свойств ипризнаков этих предметов | закономерность развития |