Расчет себестоимости 1 тонно-километрагрузового автотранспорта

За единицу исчисления себестоимости единицы услуг грузового автотранспорта принят тонно-километр. Себестоимость 1ткм определяют в среднем по всему грузовому автопарку сельскохозяйственного предприятия.

Объем автотранспортных работ определяется по формуле:

О = Г · Л · Д · П · Кп · Кг, (1)

где О – объем автотранспортных работ, ткм;

Г – номинальная грузоподъемность одной автомашины, т;

Л – среднесуточный пробег одной автомашины, км;

Д – количество дней работы автомашины в году на перевозке грузов;

П - среднегодовое количество машин данной марки;

Кп –коэффициент использования пробега;

Кг – коэффициент использования грузоподъемности.

Количество дней работы автомашин в году на перевозке грузов, среднесуточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности рассчитываются по данным отчета о работе грузового автотранспорта. Коэффициент использования пробега определяется делением годового пробега автомашин с грузом на общий пробег. Коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением количества перевозимого груза за одну поездку к номинальной грузоподъемности машины.

Среднесписочное количество машин устанавливают на основе данных о наличии автомобилей на начало года, пополнении и выбытии их в течение года. При этом учитывают не только количество, но и сроки пополнения и выбытия машин. За срок поставки условно принимают середину квартала.

Среднесуточный пробег на одну машину составляет примерно 70-130 км. В среднем машина работает около 230-280 дней в году. Коэффициент использования пробега составляет 0,45-0,55. В среднем для всех классов грузов, перевозимых в сельском хозяйстве, коэффициент использования грузоподъемности равен примерно 0,75-0,90.

После расчета объема работ планируют затраты на обслуживание автопарка.

1. Затраты на оплату труда шоферов за выполнение работ по перевозке грузов, заведующего гаражом, инженера-механика, диспетчера, бухгалтера.

Оплата труда шоферов производится по часовым тарифным ставкам, дифференцированным в зависимости от типа машин и их грузоподъемности. Для шоферов I и II классов учитываются надбавки за классность соответственно в размерах 25 и 10%, которые могут быть исчислены по средневзвешенному проценту. Размер премий учитывается по опыту прошлых лет. Может быть принят в размере 50%. При расчете фонда оплаты труда учитывается оплата отпусков в соответствии с их продолжительностью. Начисления по социальному страхованию составляют 30%. Заработную плату шоферов во время их работы на ремонте и техническом обслуживании автомобилей, а также грузчиков относят по своему прямому назначению и в данную статью не включают.

Линейные нормы расхода топлива установлены для каждой марки и модели автомобилей в расчете на 100 км пробега. Они могут увеличиваться и уменьшаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Для автомобилей, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно устанавливается расход бензина в количестве 2л на каждые 100 ткм. Для автомобилей-самосвалов устанавливается расход топлива на каждую поездку с грузом в количестве 0,25л. на внутригаражные разъезды и технические надобности планируется до 0,5% общего количества топлива. Плотность бензина 0,74 г/см3.

Нормы расхода масел и смазок на каждые 100л расхода бензина установлены:

- моторное масло 3,5л (плотность 0,8 г/см3);

- трансмиссионное масло 0,8 л (плотность 0,85 г/см3);

- консистентная смазка 0,6 кг.

Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из балансовой стоимости автомашин, гаража. Норма амортизационных отчислений для автомобилей грузоподъемностью более 2т с ресурсом до капитального ремонта до 200 тыс. км установлена в размере 0,37% от стоимости автомобиля на каждые 1000 км пробега, с ресурсом до 250 тыс. м – 0,3%. Норма амортизационных отчислений по гаражу составляет 2,5% от балансовой стоимости.

3. Затраты на ремонт, техобслуживание, хранение автомобилей и восстановление резины рассчитываются по нормативам в соответствии с пробегом автомобилей. Стоимость 1 комплекта – 180у.е.

4. Прочие затраты на содержание автотранспорта рассчитываются исходя из конкретных условий хозяйства (мероприятия по т/б, материалы, мелкий инвентарь и др.).

5. Страховые платежи учитываются в размере 0,1% от балансовой стоимости гаража и автомашин.

6. Все затраты на содержание автопарка – это сумма затрат на оплату труда, топливо и смазочные материалы, амортизационные отчисления по автомобилям и гаражу, прочих затрат и страховых платежей. Себестоимость 1 тонно-километра равна отношению суммы всех затрат на содержание автопарка к объему работ.

6. ПЛАНИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВА РЕМОНТОВ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПО ТРАКТОРАМ, КОМБАЙНАМ, АВТОМОБИЛЯМ

Количество ремонтов и техническое обслуживание планируются на основании нормативов. Нормативы периодичности ТО и ремонта тракторов, комбайнов и машин разработаны в моточасах. А годовая выработка учитывается в условных эталонных гектарах. Для обеспечения сопоставимости при плановых расчетах перевод моточасов в условные эталонные гектары осуществляется с помощью коэффициентов перевода.

Согласно объему работ, можно определить периодичность проведения ТО, ремонтов. Капитальный ремонт проводится через 6000 моточасов. Количество ремонтов может быть рассчитано с помощью коэффициентов охвата ремонтом. Количество условных ремонтов определяется делением общей трудоемкости работ на нормативную трудоемкость (300 чел.-ч) одного условного ремонта. Количество и затраты на ремонт автомобилей определены при расчете себестоимости 1 ткм.

По степени сложности различают следующие виды периодических ТО: ежесменное (ЕТО), первое ТО-1, второе ТО-2, третье ТО-3, которые выполняются через определенное количество часов наработки. Кроме этих видов обслуживания проводят также сезонное обслуживание СТО и ТО при хранении. Виды ремонта: бригадный, узловой, агрегатный, поточно-узловой, поточный, а также: текущий, капитальный и по потребности (из-за неисправности). ТО-1 выполняется два раза в месяц (1000 – 1500 км), ТО-2 выполняется раз в два месяца (4000 – 6000 км). Если месячный пробег меньше норматива, то ТО-1 производится не реже 1 раза в месяц, а ТО-2 не реже 1 раза в полгода. При расчетах будем условно принимать, что тракторы работают около 280 смен в год.

Для зерноуборочных комбайнов предусмотрена следующая периодичность обслуживания: ежегодное, периодическое – через каждые 60 ч или 150 га уборки, после сезонное.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: