Семинар 2. Методики и типы данных

1. Теории и гипотезы в психологическом исследовании.

Теории разной степени общности. Мир теорий в подходе К. Поппера. Схема «ограничения теоретизирования» К. Хольцкампа. Гипотезы, загруженные и не загруженные эмпирически.

2. Психологические методики и операционализация теоретических конструктов. Методики как средства операционализации понятий и как способы фиксации данных. Типы данных. Понятия переменной, экспериментального воздействия, валидности и экспериментального контроля.

3. Три условия причинного вывода.

Независимая переменная и психологические воздействия. Зависимая переменная и базисный процесс. Конкурирующие гипотезы; источники их появления.

4. Экспериментальные модели и типы экспериментов.

Лабораторный эксперимент, искусственный эксперимент, полевой эксперимент (в естественных условиях). Понятия соответствия и внешней валидности. Обобщения как перенос установленной зависимости за пределы экспериментальной ситуации (обобщение теоретическое, на виды деятельности и ситуации, на группы и популяции).

4. Содержательное планирование исследования: конструктная и операциональная валидность.

Психологические понятия и гипотетические конструкты. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза. Система гипотез в психологическом эксперименте.

5. Асимметрия вывода о теоретической гипотезе.

Принципы верификации и фальсификации гипотезы. Modus tollens. Открытость гипотезы для дальнейшей проверки. Психологические реконструкции и специфика психологического эксперимента в отличие от поведенческого и естественнонаучного.

6. Проблема объективности применительно к психологическому исследованию.

Историко-психологические этапы выдвижения критериев объективности. Павловские сессии. Критерий Б.М. Теплова. Понятия интерсубъективности, репрезентативности и валидности в психологическом исследовании.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 30-34, 43-51, 77-96, 101-106, 114-133, 147-150, 165-170, 194-196, 199-200, 274-277.

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 102-122.

3. Слейтер Л. Открыть ящик Скиннера. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 121-137.

4. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб: Питер, 2004. С. 23-26, 52-55.

Дополнительная литература

1. Барг Д., Чен М., Берроуз Л. Автоматизмы в социальном поведении / Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия / Под ред. В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман. М.: Языки славянских культур, РГГУ, 2012. С. 73-77.

2. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии / Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1985. С. 281-317.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-ч т. М.: Педагогика, 1976. Т.1. С.40-55.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: