Упражнения с теннисными мячами

Упражнения с обручем - один из наиболее интересных разделов художественной гимнастики. Это прекрасное средство для развития координации, быстроты, двигательной реакции, точности движений. Упражнения с обручем увеличивают силу рук, особенно пальцев и кисти, эффективно влияют на формирование правильной осанки. В школьной программе упражнения с обручем выполняют девушки Х - ХI классов. Обруч может быть использован и при выполнении общеразвивающих упражнений.Обручи используют пластмассовые, деревянные, дюралюминиевые. Они бывают различного размера. Наиболее распространен обруч диаметром 80 - 90 см. Упражнения с обручем подразделяются на следующие группы: повороты, вращения, броски и ловля, прыжки в обруч и через него, маховые движения, перекаты обруча. Все движения с обручем выполняют одной или двумя руками, в различных направлениях и плоскостях, в сочетании с движением туловища и ног.

Ниже приведены простейшие упражнения, которые можно использовать на уроках физической культуры и внеклассной работе со школьниками. Начинать обучение рекомендуется со знакомства занимающихся с хватами обруча и способами их изменения. Хваты бывают: двумя руками снаружи, двумя руками изнутри, хват обруча одной рукой сверху, хват обруча одной рукой снизу.

Обхватывают обруч всеми пальцами без напряжения (большой палец снаружи). Положение обруча по отношению к полу может быть:- горизонтальным,- вертикальным, - наклонным По отношению к телу обруч может находиться в лицевой, боковой и промежуточной плоскостях.

Упражнения с теннисными мячами

1. И.п. – мяч на тыльной стороне ладони правой руки, кисть левой сверху накрывает мяч. Выполнять круговые движения мячом вправо и влево. То же с другой руки. 2. Подбрасывание мяча вверх одной рукой, ловля двумя руками. То же, но ловля одной рукой. 3. И.п. – руки в стороны-книзу, мяч в левой руке. Выполнить удар мячом левой рукой о пол, поймать правой, и наоборот. 4. Перекладывание мяча из одной руки в другую вокруг шеи, туловища, коленей в правую и левую стороны. 5. И.п. – правую вперед. Подбросить мяч под правой ногой и поймать его двумя руками. То же с левой ноги. 6. И.п. – широкая стойка ноги врозь. Перекладывание мяча из одной руки в другую под ногами «восьмеркой». 7.И.п. – то же. Катание мяча по полу вокруг стоп «восьмеркой». 8. Мяч в правой руке, хват сверху. Подбросить его вверх и поймать правой рукой. То же левой рукой. 9. Перекладывание мяча за спиной из одной руки в другую. 10. Жонглирование двумя мячами. 11. Одновременные подбрасывание и ловля двух мячей. 12. Передачи двух мячей в парах. Один партнер передает мяч другому ударом о пол, тот выполняет передачу от груди. 13. То же, но оба мяча у одного из партнеров, который передает их другому с отскоком от пола, а тот должен поймать. 14. Ведение мяча вокруг ног вправо, влево. 15. И.п. – широкая стойка ноги врозь. Ведение мяча «восьмеркой» под ногами. 16. Подбросить мяч вверх, сделать хлопок за спиной, затем перед грудью и поймать. 17. Бросить мяч в стену одной рукой, поймать отскочивший мяч двумя руками. 18. То же, что в упр. 18, но до касания стены мяч должен коснуться пола. 19. И.п. – правую согнуть в колене вперед. Перекладывать мяч из одной руки в другую вокруг бедра. 20. Поочередно поднимая то правую, то левую прямую ногу, перекладывать мяч из руки в руку. 21. И.п. – правую руку отвести назад, удерживая мяч. Кистевым движением подбросить его вверх, поймать спереди двумя руками.
То же левой рукой. 22. И.п. – правую руку вперед, мяч удерживается хватом сверху. Подбросить его вверх, развернуть ладонь и поймать правой рукой.
То же с другой руки. 23. И.п. – правую руку вперед, мяч удерживается на тыльной стороне ладони. Подбросить мяч и постараться поймать его тыльной стороной ладони.
То же другой рукой. 24. Подбросить мяч вверх правой рукой, затем ударить его тыльной стороной ладони той же руки, затем поймать двумя руками. То же левой рукой.

10-11 Строевые упражнения применяются на уроках физической культуры при проведении спортивно-показательных выступлений. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной красивой осанки, походки.

Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой, правофланговый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый – к правофланговому нижнему углу. Соответственно различают и другие точки зала (рис.1). Для пользования строевыми упражнениями выведены основные понятия о строе. Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий. Фланг – правая или левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняется. Фронт – сторона строя, в которую обращены учащиеся лицом. Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя равен ширине ладони между локтями стоящими рядом учащихся. Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне, для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку. Направляющий – учащийся, двигающийся в колонне первым. Замыкающий – учащийся двигающийся в колонне последним. Шеренга – строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону. Колонна – строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Строевые приемы. «Становись!» – команда, по которой учащиеся становятся в указанный строй и принимают строевую (основную) стойку. «Равняйсь!» – по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) – равняйся!» и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.

По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую стойку. «Отставить!» – команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде. Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во!», Полповорота нале-во!», «Кру-гом!». В движении исполнительная команда для поворота налево подается по левую ногу, для поворота направо – под правую. Учащийся делает шаг другой ногой и выполняет поворот в указанную сторону. Для поворота кругом подается команда «Кругом (предварительн6ая, подается под любую ногу) – марш!» (исполнительная, подается под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется, после предварительного расчета на первый второй, по команде: «В две шеренги – стройся!» По этой команде вторые номера ставят левую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую встают в затылок первому (счет «три»). Перестроение их двух шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу - стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета по три. Для этого подается команда: «В три шеренги – стройся!» по этой команде вторые номера остаются на месте. Первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок ко вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую – на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и третьих номеров происходит одновременно. Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.

Перестроение уступами из шеренги выполняется после предварительного расчета: «шесть-три-на месте, рассчитайсь!» или «девять-шесть-три - на месте, рассчитайся!» Далее подается команда: «По расчету шагом – марш!» Учащиеся выполняют соответствующее расчету число шагов и приставляют ногу. (При расчете до 6, преподаватель считает до 7, при расчете до 9, преподаватель считает до 10). Обратное перестроение производится по команде: «На свои места шагом – марш!» Учащиеся на счет 1-2 поворачиваются кругом, и под счет 1-2-3-4 идут на свои места и затем делают поворот кругом самостоятельно.

Перестроение из колонны по одному, по три (четыре и т.д.) Для данного перестроения одновременными поворотами налево (направо) подается команда: «налево (направо) в колонну по три (четыре и т.д.) – марш! (рис. 2). Исполнительная команда «марш!» подается под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четверки и т.д.) последующие выполняют его на том же месте; команду «марш!» подает замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом учитель может попутно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс поворачивается налево (направо) и подается команда: «Слева в обход налево (направо) в колонну по одному шагом – марш!» («марш!» – в движении)

Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда: «Через центр в колонну по одному – марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «колонну по одному налево - направо в обход марш» (дробление) (рис.4) Далее на правой и левой серединах подается предварительная команда: «налево – направо в колонну по два» и при встрече колонн в верхней (нижней) середине исполнительная команда: «марш!» (сведение). Колонны доходят до нижней (верхней) середины и подается команда: «В колонну по два налево – направо в обход – марш!» (1 пара идет в обход налево, 2 пара – направо и т.д.) (разведение). После данного перестроения подается команда: «налево – направо в колонну по четыре марш!». Далее следует обратное перестроение.

Движение на месте выполняется по команде: «На месте шагом (бегом) - марш! Для остановки строя в определенном месте: «направляющий – на месте!» По этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперед до дистанции в один шаг.

Для возобновления движения вперед при ходьбе на месте подается команда: «Прямо!». Для достижения большей согласованности движений может, использована предварительная команда: Класс – прямо!» исполнительная команда подается по левую ногу, после чего выполняется шаг правой на месте и с левой начинается движение вперед.

Диагональ –передвижение по диагонали зала, площадки выполняется по команде: «По диагонали – марш!». Исполнительная команда подается в одном из углов зала

Противоход – движение колонны за направляющим противоположном направлении. Выполняется по команде: «Противоходом налево (направо) – марш!» Змейка – ряд противоходов, соответствующих первому противоходу. По этой команде направляющий продвигается змейкой до новой команды (рис. 7)

12 Хват - способ держаться за снаряд (сверху, хват снизу, разный хват, обратный хват, скрестный, глубокий).

Вис - положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.

Различают висы простые: -вис на согнутых руках; -вис прогнувшись; -вис согнувшись и т.д. и смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела: вис лежа, вис присев на гимнастической стенке; вис стоя и т.д.

13 Упоры - положение занимающегося с опорой руками, при котором его плечи выше точек опоры. Упор присев.

Упор на правом колене. Упор лежа. Упор стоя. Упор лежа сзади.

14 Подъем махом вперед. В школьной программе данный элемент выполняется в сед ноги врозь. Однако разведение ног провоцирует ученика к тому, чтобы зацепиться ногами за жерди и лишь приобретая дополнительную опору, включить в работу руки. Выполнение подъема во многом зависит от правильности рабочей позы при выполнении размахиваний (положение рук на опоре, положение тела на махе назад и вперед). Как правило, получается следующее – на махе назад ученик прогибается, а на махе вперед стремится как можно выше поднять ноги. Высоко поднятые ноги как раз и способствуют сваливанию плеч с опоры. Также, основной ошибкой является движение плечами вперед вдоль опоры.

Для более качественного исполнения следует начинать обучение в облегченных условиях, используя дополнительную опору для ног, ученик из слегка согнутого положения, надавливая руками на жерди и подавая таз вперед, выполняет подъем. При работе руками не следует сгибаться в тазобедренных суставах. Следующим подводящим упражнением является выполнение подъема на диагональных жердях. С небольшого маха вперед (ноги выше жердей не поднимать) выполнить подъем так, чтобы положение тела было прямым. Далее выполняем элемент из упора на предплечьях. Заканчивать его следует также, как и предыдущий – в упоре сзади, ноги врозь, а не в седе ноги врозь. При выполнении элемента в стандартных условиях, следует помнить, что сгибаться и разводить ноги, принимая положение седа, нужно лишь после выпрямления рук и поднятия таза выше уровня жерди.

15 Подъем махом назад. Приступая к обучению подъема необходимо выполнять мах назад так, чтобы спина была выше уровня жердей. Далее, из упора на руках лежа, ноги врозь, выпрямить руки, не меняя при этом положения тела. Плечи должны быть несколько сзади точек опоры.

Из размахиваний в упоре на руках, на махе назад надавливая руками на жерди, приподняться и вновь, опустившись, выполнить мах вперед. Упражнение выполняется в серии. Далее выполняем подъем из упора на предплечьях, заканчивая элемент в упоре ноги врозь. Причем, разводить и ставить ноги на жерди следует только после выпрямления рук, спина при этом должна быть округлена. Выполняя подъем из упора на руках, мах следует направлять назад вверх, выпрямляя руки на махе, а не после его завершения. На махе назад не следует сильно прогибаться, выпрямляя руки подтягивать таз к точкам опоры, также не следует менять точки хвата на махе назад, приближая кисти к телу. Если ученик не успевает выпрямить руки и согнуть при этом, значит, движение подъема он начинает после маха назад, когда тело движется уже вниз.

16 Кувырок вперед из седа ноги врозь. Обучение кувырку вперед следует начинать на полу. Из упора стоя, ноги врозь, сгибая руки, опуститься на лопатки. Затем, не опуская таза, в положении лежа на спине согнувшись, перевести руки вперед и, надавливая руками, поднимая плечи, выполнить сед, ноги врозь (разводя ноги у самого пола). Для преодоления чувства страха, пробные кувырки выполняются из упора присев, ноги врозь на параллельных брусьях, с использованием гимнастического мата. Далее следует выполнять кувырок из седа, ноги врозь со страховкой. Страховать нужно двумя руками: одной - под шею, второй – под поясницу, руки при этом должны быть ниже жердей. Выполняя кувырок, ученик, поднимаясь на руках, сгибает их, прижимая локти к телу, и, выполняя вращательное движение, опускается на разведенные в стороны руки, в упор на руках согнувшись. Держать голову при этом он должен на груди. Затем, переведя руки вперед, надавливая на жерди, и поднимая плечи, выполняет сед, ноги врозь. Возможные ошибки: в исходном положении ученик разгибается, удаляя при этом общий центр тяжести от оси вращения. Ученик не разводит локти в стороны (проваливается между жердей). Во второй части кувырка ученик не поднимает плечи, а разгибается ногами (вследствие чего происходит удар о жерди).

17 Стойка на плечах. Прототипом стойки на плечах, выполняемых на параллельных брусьях, является стойка на руках и голове.Из упора стоя, ноги врозь выполнить стойку, разводя ноги через стороны и соединяя их конечном положении. Выполняя элемент на снаряде из седа ноги врозь, ученик, опираясь на руки, поднимает таз и спину, сгибая руки локтями к себе и, разводя ноги в стороны, при разведении локтей и постановке плеч на опору, спина и таз должны быть в вертикальном положении, после этого следует соединить ноги. Плечи ставятся на опору так, чтобы угол в локтевых суставах составлял 90о. Для контроля положения своего тела, нужно прижать голову к груди.

Сход со стойки можно выполнить следующим образом: держа голову на груди, ученик опускает ноги, принимая положение упора на руках согнувшись, затем перехватывает руки вперед и, надавливая на жерди, поднимая плечи, выполняет сед, ноги врозь; или же в стойке на плечах ученик соединяет локти, прижимая их к себе, а затем, выпрямляя руки опускается в упор.

Ошибки при выполнении стойки на плечах: в исходном положении большое расстояние между руками и ногами, ученик сразу разводит локти и кладет плечи на опору, не поднимая при этом таз и спину, ученик разгибается и соединяет ноги (диагональная стойка).

19 Оборот вперед в упоре, ноги врозь, правой (левой). Оборот вперед также как и оборот назад, следует разучивать по частям. Это необходимо, чтобы ученик прочувствовал свои действия.

1 часть. Спад вперед из упора до виса, прогнувшись правой. Выполняя данное действие (хватом снизу) ученик приподнимаясь на руках и прижимая левое бедро к грифу перекладины, выполняет активное движение ногой и плечами вперед. Левая нога и тело должны составлять прямую линию. В висе прогнувшись правой, ноги следует ввести, не меняя при этом положения тела, голова должна находится на груди (страхующий одной рукой держит ученика за кисть, а второй – встречает его плечи в висе). Возможные ошибки при выполнении: сед на правом бедре в исходном положении, выполнение спада не вперед, а под перекладину согнутым телом, сгибание рук. Если данных ошибок ученик не делает, то у него должно получиться маятникообразное движение. Выполняя вторую часть оборота, ученик не должен подтягиваться или цепляться согнутой ногой за перекладину. Желательно, несколько раз помочь ученику выполнить вторую часть, обращая внимание при этом на прямое положение рук, ног и тела. При выполнении второй части приступаем к целостному выполнению.

20 Размахивание в висе. Условно, данный элемент можно разделить на три части: положение тела на махе назад, положение тела в вертикали и положение тела на махе вперед. На махе назад следует округлить спину и опустить голову на грудь. В этом положении ученик должен полностью видеть свое тело. Основными ошибками являются: поднятие головы и создание угла в плечевых суставах, а также прогибание и сильное сгибание – тазобедренных. В вертикальном положении необходимо прогнуться так, чтобы плечи как бы опережали таз и ноги, не расслабляясь при этом.

На махе вперед положение тела то же, что и на махе назад. Не следует поднимать голову, создавать угол в плечевых суставах, сгибаться или прогибаться. Как на махе назад, ученик должен полностью видеть свое тело.

22 Вальсовый шаг. Шаг вальса выполняется вперед, назад, в сторону и с поворотом кругом. Для овладения им в первую очередь следует выработать навык мягкого переката с носка на всю стопу в небольшой полуприсед. Поэтому рекомендуется изучить перекатный шаг.

1) Вальсовый шаг вперед и назад исполняют тремя небольшими шагами. Первый шаг с перекатом с носка на всю стопу, слегка сгибая колено, делают его на сильную долю такта. Два последующих на носках.

2) Вальсовый шаг в сторону. 1- шаг правой в сторону с носка перекатом на всю стопу, слегка сгибая колено (носок обращен вправо) 2- шаг левой за правую на носок (носок обращен влево) 3- приставить правую к левой в стойку на носках. То же с левой ноги влево. В этом элементе делается как бы покачивание тела то вправо, то влево (балансе). Подводящие упражнения к вальсовому шагу в сторону. 1. И.п.- стоика на носках лицом к опоре, 1-2 - шаг правой в сторону (колено наружу) перекатом с носка на всю стопу в небольшой полуприсед, поворот головы направо. 3- приставить правую в стойку на носках. Повторить несколько раз правой и левой ногой, добиваясь мягкости шага. 2. И.п.- лицом к опоре в I позиции, хват за опору на ширине плеч

1- шаг правой вправо 2- шаг левой влево скрестно за правую 3- приставить правую к левой в I позицию. То же с левой влево. Повторить несколько раз указанную схему движения ног, сохраняя выворотное положение. 3. И.п. - как и в 1 упражнение 1- перекатный шаг правой вправо с небольшим наклоном тела вправо и с поворотом головы направо. 2- шаг на носок левой скрестно за правую 3- приставить правую к левой в стойку на носках. То же с левой влево. 4. Вальсовые шаги влево и вправо на середине из и.п. ноги вместе носки развернуты, сочетание вальсовых шагов в сторону с танцевальными шагами вперед. Построение в две шеренги лицом к основному направлению.

И.п. - о.с. взявшись за руки. Такты 1-4- четыре вальсовых шага влево и вправо. 5-6- первая шеренга поднимает руки вверх, образуя “воротики”, делает шесть шагов назад на носках. Вторая шеренга, разомкнув руки,, делает шесть шагов вперед на полупальцах, проходя “ воротики” (шаг выполняется на каждую четверть такта) 7-8- стойка на носках взявшись за руки, принимая и.п.

Вальсовый поворот. Вальсовый поворот представляет собой поворот на 360о вправо (правый поворот) или влево (левый поворот) на два музыкальных такта. Движение состоит из шести шагов и делится на две части, каждая из которой заканчивается Ш позицией ног.

Первая часть поворота (один такт) - и.п. стоя лицом к центру, Ш позиция ног, правая впереди, руки на пояс. 1- шаг правой вперед-вправо 2- поворот направо в стойку ноги врозь спиной к центру 3- приставить левую сзади правой в Ш позицию. При выполнении вальсового шага налево, движение начинают с левой ноги в другую сторону. Вторая часть поворота (один такт) 1- шаг левой влево 2- поворот направо кругом в стойку ноги врозь лицом к центру 3- приставить левую сзади правой в Ш позицию

23 В состав акробатических упражнений входят: группировки, перекат, кувырки, стойки, "мост", переворот боком. Группировка является основным упражнением при обучении перекатам и кувыркам. Выполнять группировку можно из положения, стоя, сидя и лежа. В группировке колени должны быть прижаты к груди, спина округлена, голова наклонена вперед, хват за верхнюю часть голени, локти прижаты к бедрам. При выполнении кувырков в сторону возможна "широкая" группировка, при которой согнутые ноги разведены в стороны. Проверить качество группировки можно следующим образом: выполнившего группировку ученика в по­ложении лежа на спине приподнять, взяв за голеностопы. Если уче­ник удерживает ноги, плотно прижимая их к груди, значит, ошибок нет. Ноги выпрямляются если - голова откинута назад, локти отве­дены в стороны, спина прямая. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах. Перекаты - это вращательные движения с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, на спине и животе, в группировке согнувшись и прогнувшись. Перекаты прогнувшись, выполняются из положения, лежа на животе, из упора лежа, из стойки на коленях. Из положения, сидя, в группировке и согнувшись после выполнения наклона. Обучение перекатам следует начинать из положения, лежа на спине; в группировке, в положении согнувшись, а также выпрям­ленным телом (в "лодочке"), затем выполняется из упора присев перекат назад - перекатом вперед, упор присев. При выполнении перекатов назад не следует поднимать плечи, прогибаться, а также подставлять руки и откидывать голову назад. При перекате вперед плечи должны как бы догонять ноги, голову следует держать на груди сохраняя при этом положение группировки.

24 Кувырок вперед – начинать обучение кувырку следует по частям. Из упора присев на левой правая назад на носок, выпрямляя опорную ногу, сгибая руки и округляя спину занимающийся принимает положение лежа на спине согнувшись. Далее перекатом вперед - наклон вперед. То же упражнение, но вместо наклона ученик берет группировку. Выполнение кувырка в целом из седа на пятках, руки вперед с наклонной плоскости. Выполнение в стандартных условиях. При обучении и выполнении кувырка могут быть допущены следующие ошибки: - ученик постоянно держит руки прямыми (удар спиной); - кувырок выполняется под себя (опускание рук и отсутствие толчка ногами, если толчок выполнен полностью, ноги должны выпря­миться); - ученик берет группировку лежа на спине, (группировка берется во второй части переката вперед).

Выполнение длинного кувырка, кувырка из положения, стоя, с разбега и через препятствие принципиальной разницы в технике не имеет. Отличие лишь в исходном положении и силе толчка ногами. При выполнении длинных кувырков во время толчка ногами руки должны находиться вверху. Основной ошибкой, вследствие которой ученик ударяется поясницей, является неправильное сгибание ног. Ученик не берет группировку, прижимая колени к груди и сгибает ноги, под себя выпрямляя спину (желание быстрее встать на ноги).

25 Кувырки - это вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Кувырки выполняются вперед, назад, в сторону, в группировке согнувшись и прогнув­шись из различных исходных положений в различные конечные положения. Выполнять кувырки вперед можно из приседа, полуприседа, из положения, стоя, с разбега и через препятствие. Кувырок назад из упора присев, из седа, из положения стоя. Кувырок в сторону - из упора присев, из упора присев на правой, левая влево на носок. Обучение кувыркам начинают после овладения группировкой и перекатом. Кувырок назад. Обучение кувырку назад целесообразно начинать с обучения постановки рук. Из положения, лежа на спине, поставить руки за головой локтями вверх. Движение следует начинать прямыми руками. - из упора присев выполнить перекат назад и положить прямые руки за головой, - из упора присев с наклоном плоскости кувырок назад через прямые руки в сед на пятки, - то же в присед, -из упора присев перекат назад с постановкой рук за головой,-кувырок назад с наклонной плоскости, со страховкой-кувырок назад в стандартных условиях.

При выполнении кувырка назад следует избегать следующих ошибок: - не поднимать плечи и голову в упоре присев, - не откидываться назад, - из упора присев не опускать руки и не подставлять их, - не разводить локти при постановке ладоней и ладони ставить на ширине плеч, - при выполнении кувырка в положении лежа на спине ноги не вып­рямлять. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь. - Из седа руки вверх на наклонной плоскости кувырок назад согнув­шись. - Из и.п. - о. с. наклоняясь вперед, отвести руки назад, активно разгибаясь назад кувырок назад согнувшись.

26 Стойки в школьной программе представлены: стойкой на лопатках, стойка на руках и голове, стойкой на руках.

Стойка на лопатках. Данный элемент выполняется из следующих положений - из положения, лежа на спине в группировке и согнувшись, после переката назад, из упора присев и седа, а также из упора стоя ноги врозь, кувырком вперед. Стойку можно выполнять с опорой руками о поясницу и с опорой о пол прямыми руками. Начинать обучение следуют в парах. В И.п. - лежа на спине подняв таз вверх, руки вдоль тела, ладонями вниз, - страхующий поднимает за носки прямое тело партнера до стойки, затем выполняющий подставляет руки под поясницу большими пальцами вперед, локти при этом широко не разводить. После того, как занимающийся "прочувствовал" прямое положение тела в стойке, можно приступать к самостоятельному выполнению из различных исходных положений. При выполнении стойки на лопатках из упора стоя ноги врозь кувырком вперед, руки следует ставить несколько вперед, так, чтобы основная нагрузка была на руки. После сгибания рук и опускания на лопатки, руки следуют быстро перевести вперед и подставить под поясницу, ноги при этом касаются носками пола за головой. Затем, разгибаясь тазобедренных суставах, выполнить стойку на лопатках.

27 Стойка на руках и голове. Выполнять стойку можно из положения седа на пятках, из упора присев, из упора стоя ноги врозь, в группировке и согнувшись, толчком и силой. При выполнении стойки следует знать, что руки и голова (ставящаяся на лобную часть) должны образовывать равносторонний треугольник. Возможные ошибки при выполнении: - неустойчивое положение отсутствует опора руками, т. к. локти разведены в стороны или руки находятся практически в прямом положении из-за того, что ученик ставит голову слишком далёко вперед). Голова ставится не на лобную часть. -ученик не доходит или падает со стойки (резкое выпрямление ног или разгибание, после постановки головы ученик "ищет" опору ру­ками или делает перекат со лба на затылок, сильно прогнутое положение тела.)

В начале обучения следует выполнять стойку в группировке из седа пятках и упора присев, при выполнении стойки из упора стоя согнувшись не следует разгибаться ногами назад - в этом случае стойка получается диагональная. Необходимо при выполнении разводить ноги в стороны и выполнить стойку ноги врозь, а лишь затем соединить ноги. Для совершенствования стоек на лопатках, руках и голове, можно выполнять следующие упражнения: разве­дение и сведение ног, как в стороны, так и вперед и назад, сгибание и выпрямление ног, опускание ног до касания носками пола с последующим разгибанием в стойку.

28 Кувырок назад через стойку на руках. Подводящие упражнение при обучение: - после наклона в седе, активно разгибаясь, перекат назад в стойку на лопатках с постановкой рук за головой, - то же упражнение из упора присев и о. с., - выполнение элемента с помощью партнера, - самостоятельное выполнение.

Возможные ошибки. - ученик "пробивает" стойку (нет разгибания или выпрямления ног в стойку на лопатках). При выполнении переката, ученик берет груп­пировку руками, вследствие чего ставит руки за головой и выпрямляет их после того, как ноги и таз прошли вертикальное положение; - выпрямляя руки, ученик поднимает плечи; - ученик не доходит до стойки (при постановке рук сильно прогнут). При самостоятельном выполнении в случае "пробивания" элемент следует выполнять у низкой перекладины, повесив предварительно на нее гимнастический мат.

29 Стойка на руках. Для успешного овладения стойкой на руках следует выполнить ряд подводящих упражнений: а) Из стойки руки вверх, подавая тело вперед, выставить и согнуть опорную ногу так, чтобы руки, тело и маховая нога составляли одну прямую линию. б) Продолжая сгибать опорную ногу и поднимая маховую, поставить руки (руки при этом не опускать) - руки, спина и маховая нога составляют одну прямую линию. в) Из положения (б) не опуская маховую ногу выполнить толчок опор­ной ногой (толчковая нога должна выпрямиться) и опустить ее на то же место. г) Выполнение стойки со страховкой (страхующий находится со сто­роны маховой ноги). д.) Самостоятельное выполнение стойки у опоры спиной и лицом к ней. Возможные ошибки при выполнении: - опорная нога ставится не вперед, а под себя вследствие чего происходит падение на руки; - при постановке рук ученик берет голову на грудь; - выполняя толчок, ученик оттягивается от стойки; - после постановки рук ученик поднимает плечи и сильно прогибается; расслабленные и разведенные ноги в стойке; Стойка на руках кувырок вперед.

30 Переворот боком. Начинать обучение перевороту следует после ознакомления со стойкой на руках. Подготовительные упражнения: - стойка на руках ноги врозь у опоры со страховкой; - стоя правым боком к стене, принять положение упора присев на левой, правая нога вверх, а правая рука вперед, выполнить мах и толчок в стойку ноги врозь, поставив при этом правую кисть пальцами вовнутрь. Упражнение выполняется со страховкой;

- из и.п., но стоя левым боком к стене, махом одной и толчком другой выполнить стойку ноги врозь, затем опуститься в упор стоя согнувшись, выпрямиться, руки в стороны и выполнить поворот плечом назад в том же направлении; выполнение переворота со страховкой (страхующий находится со стороны спины занимающегося и поддерживает его за поясницу).

Возможные ошибки при обучении: - при выполнении переворота с левой ноги, сильное смещение влево (ученик опускает левую руку, ставит ее под себя, поворачивая при этом плечи); - сильное смещение вправо - "висит" маховая нога, ученик ставит обе руки одновременно, нет полного отталкивания); - ученик не докручивает переворот (нет отталкивания руками т.к. вторую руку ученик ставит на "перелом" - пальцами наружу, а не вовнутрь); - заканчивать колесо следует в широкой стойке, руки в стороны, а затем приставить ногу, не меняя направление

31 Мост. Данное упражнение выполняется из положения, лежа на спине и из положения стоя при выполнении моста из любого положения плечи должны находится над кистями, руки и ноги полностью выпрямлены. Обучение моста, из положения стоя, следует начинать у стены или гимнастической стенки выполнив максимальный наклон назад, поставить руки на опору, поочередно переставляя прямые руки, опуститься до положения моста, а затем вновь подняться и выпрямиться. Из стойки руки вверх максимально прогнуться, подавая таз вперед, не опуская при этом рук, опуститься в мост (руки при этом необходимо видеть). Для того чтобы встать с моста, необходимо сделать толчок руками так, чтобы, основная, масса тела приходилась на ноги подавая таз вперёд выпрямиться. Обучение повороту на 180о в "мосте" начинают стоя в наклоне назад у стенки. Для более успешного овладения поворотом следует выполнять мост опираясь одной, опорной рукой.

32 Прыжок ноги врозь через козла. Для более успешного выполнения данного прыжка обучение следует начинать с подводящих упражнений: - из виса на гимнастической стенке (лицом к стенке), мах двумя назад (счет "раз"), ноги врозь (счет "два"), соединить ноги (счет "три"), вис (счет "четыре"). Это же упражнение можно выполнять в положении лежа, при этом следить за тем, чтобы ученики не поднимали плечи. Далее выполняем упражнение в упоре лежа. При выполнении упражнения следует избегать толчка ногами и сгибания в тазобедренных суставах, руки при этом должны быть прямыми, также не следует оттягиваться от опоры. При разведении ног тело должно находиться в слегка прогнутом положении. Выполняя прыжок в целом, могут возникнуть следующие ошибки: - отсутствует полет от толчка ногами до толчка руками - мостик стоит близко к снаряду; - раннее разведение ног ошибка п.1, при наскоке на мостик ученик сильно согнут - ноги должны разводиться сразу после толчка руками; - отсутствует толчок руками. Во время наскока на мостик руки должны быть впереди, при выполнении толчка руки должны быть несколько впереди плеч, толчок следует выполнять от себя, а не под себя; - нет отлета следует увеличить разбег, а также толчки ногами и руками); - нет устойчивого приземления - ученик приземляется на всю стопу, а затем поднимается на носки. Приземление на прямые ноги - при приземлении ученик сильно согнут (см. п. "Устойчивое приземление"). Прыжок ноги врозь через коня в длину. Прежде чем приступать к обучению прыжка через коня в длину, необходимо, чтобы учащийся свободно прыгал через козла при расстоянии между мостиком и снарядом 120-140 см. Далее следует использовать коня (110-115 см) с положенным на него гимнастическим матом, что увеличивает площадь опоры и уменьшает чувство страха. Упражнения, показанные на рисунках, необходимы для адаптации и более детального осмысления двигательных действий. При выполнении упражнений рисунка 1 нельзя вставать и поднимать плечи. Подобные ошибки приведут к натыканию на руки и прогибанию, что негативно скажется на толчке руками. Выполняя упражнение нужно задавать движение только вперед, прижимая таз книзу и руки ставить на коня так, чтобы плечи находились несколько сзади, а спина при этом была округлена. упражнение рисунка 2 необходимо для толчка руками. С 3-4 шагов разбега, наскока на мостик и толчка ногами следует выполнить толчок руками о ближнюю часть коня с продвижением вперед, поставив при этом руки так, чтобы они находились впереди плеч. Ноги разводятся только после вторичной постановки рук, необходимо также, чтобы тело и ноги составляли одну прямую линию. Нужен упор лежа ноги врозь, а не сед ноги врозь. Упражнение рисунка способствует совершенствованию Предыдущего упражнения. Освоив эти упражнения, можно переходить к выполнению прыжка в целом, помня при этом, что разводить ноги следует после толчка руками. Если при выполнении прыжка ученик по каким-либо причинам не может поставить руки на дальнюю часть коня, то следует поставить снаряд так, чтобы дальняя часть была несколько выше, что будет способствовать стопорящей постановке рук.

33 Прыжок боком. Затруднения в выполнении данного прыжка могут возникнуть, прежде всего, из-за отсутствия должной опоры и неправильного положения тела. Подводящими упражнениями могут быть следующие - из упора лежа на краю гимнастической скамейки (вдоль), толчком двумя - упор лежа левым боком, правая рука вверх при этом, в упоре лежа плечи должны быть слегка впереди, а таз опущен вниз, в конечном положении не рекомендуется сгибаться и наваливаться на опорную руку, а также сгибать ее. - Прыжок боком через коня в ширину, с постановкой рук на край снаряда (ноги проходят вне проекции снаряда). Из исходного положения стоя, с опорой руками о край снаряда, прыжок в упор левым боком, ноги на снаряд, правая рука вверх. Чем выше занимающийся поднимется на опорной руке, и чем прямее он держит тело, тем устойчивость будет выше после овладения подводящими упражнениями можно приступать к выполнению прыжка в стандартных условиях. Прыжок углом толчком одной и махом другой. Обучение данному прыжку начинаем со следующих подводящих упражнений: - из положения стоя правым боком у ближнего края коня, с опорой правой рукой, махом правой и толчком левой сед на коня, с опорой на правую руку сзади, а левой спереди, При выполнении маха не следует наклоняться вперед, упражнение должно выполняться с продвижением вперед так, чтобы в седе правое плечо опережало руку, а левая рука находилась чуть спереди таза, - положение плеч развернутое. - мост сбоку от коня у дальнего края (можно использовать козла). Выполнение прыжка в целом. С постановкой левой руки носки сомкнутых ног должны находиться на уровне плеч, затем следует разогнуться, подняв при этом правую руку вверх.,

34 Прыжок согнув ноги. Приступая к обучению данного прыжка, следует знать, что принципиальных различий с прыжком ноги врозь нет, разница лишь в положении ног во второй фазе полета. Приступать к обучению следует с подводящих упражнений. I. Из упора лежа - упор присев. 2. Из упора лежа - упор присев с последующим быстрым выпрямлением ног и поднятием рук вверх наружу. При выполнении упражнений следует избегать ошибки показанной на рисунке; 3. Из положения на гимнастической скамейке -прыжок вверх с последующим сгибанием и разгибанием ног. Прыжок необходимо выполнять вверх, а не спрыгивать. Сгибая ноги коленями к груди, плечи не опускать. Движения ногами следует выполнять быстро так, чтобы успеть выпрямить ноги до приземления. 4. С 2-3 шагов разбега вскок в упор присев (на козла). 5. То же упражнение с последующим быстрым вставанием, руки вверх наружу. 6. Выполнение прыжка в целом со страховкой. В Последних двух упражнениях и при выполнении прыжка полностью следует проследить за тем, чтобы ученик ставил кисти четырьмя Пальцами вперед, а не обхватывал снаряд, так как при такой Постановке нельзя полностью оттолкнуться.

Возможные ошибки при выполнении прыжка: - отсутствие толчка руками и просовывание ног между рук (неправильное расположение кистей на снаряде, прыжок выполняется практически без разбега); - неспособность выполнить прыжок из-за страха (мост стоит близко к снаряду, боязнь задеть снаряд коленями, так как ноги сгибаются сначала голенью назад, а лишь затем коленями к груди; - ошибки, связанные с отлетом и приземлением те же, что и в прыжке ноги врозь.

35 КАНАТ. Существует три способа лазанья в смешанном висе по вертикальному канату: лазанье в висе на согнутых руках и лазанье в три и два приёма.
Лазанье в три приёма. И. п. – вис на прямых руках.
1 – согнуть ноги вперёд и захватить канат стопами (подъёмом одной и пяткой другой ноги). Можно закреплять канат петлёй. В этом случае он должен проходить снаружи бедра и голени одной ноги и прижиматься внутренней частью стопы (способ захвата каната зависит от его жёсткости и толщины: тонкий и мягкий канат можно захватывать петлёй).
2 – не ослабляя захвата ногами, разогнуть их (отталкиваясь) и согнуть руки.
3 – поочерёдно перехватить руки вверх и принять и. п., не отпуская захвата каната ногами.
Лазанье в три приёма применятся в занятиях с детьми среднего школьного возраста, т. к. нагрузка падает не только на мышцы рук и плечевого пояса, но и на мышцы ног. При обучении этому способу лазанья целесообразно хорошо усвоить приёмы лазанья на вертикальной лестнице.
Для облегчения усвоения приёмов лазания на канате можно рекомендовать следующие упражнения:
1. Вис на канате на прямых руках и раскачивание в висе (вис после толчка ногами или небольшого разбега). 2. Разучивание захвата ногами, сидя на скамейке. 3. Захват ногами каната в положении виса на прямых руках. 4. Из виса сидя на полу ноги врозь подтягиваясь и опираясь пятками о пол, вис лёжа на согнутых руках. Лазанье в два приёма. Существуют два варианта лазанья по канату в два приёма. Первый вариант. И. п. – вис на прямой руке, другая рука держит канат на уровне подбородка. 1 – сгибая ноги вперёд, захватить канат, как при лазанье в три приёма. 2 – разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху. Второй вариант. И. п. – вис на прямых руках. 1 – подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими канат. 2 – разгибая ноги (отталкиваясь), перехватить канат руками, т. е. перейти в вис на прямых руках. Этот способ лазанья координационно не сложен, поэтому при достаточной физической силе овладеть им несложно. Кроме основных способов можно использовать лазанье по канату, опираясь о стенку, лазанье по двум канатам – руками по одному, ногами по другому или одна рука на одном, другая на другом, а ноги захватывают один или два каната сразу.

36 Место, задачи и содержание гимнастики в школьной программе. Гимнастика, как средство физического воспитания включена в школьную программу по физической культуре для всех возрастных групп, начиная с первого класса. Для успешного решения задач по физическому воспитанию государственная программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 1-3; 4-8; 9-11 классы. Задачи, стоящие перед гимнастикой, можно разделить условно на три группы: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Первая – образовательная задача направлена на формирование двигательных умений и навыков выполнения гимнастических упражнений. Вторая – воспитательная задача направлена на развитие морально – волевых и эстетических качеств. Третья – оздоровительная задача направлена на содействие укреплению здоровья школьников, повышению уровня физического развития, тренированности и работоспособности учащихся.

37 Основная часть урока. Задачи: формирование специальных и жизненно важных навыков и умений, совершенствование физических и психических качеств.

В этой части урока учащиеся выполняют упражнения, требующие от них значительной усилий, а также овладевают упражнениями сложными по координации. Для успешного поведения основной части преподаватель должен знать технику упражнений, знать механику движений, владеть страховкой. При разучивание сложных гимнастических упражнений, применяется расчленный метод (т.е. упражнение разучивается в по частям). Целостный метод используется при изучении простых упражнений. Наиболее сложные упражнения следует изучать в начале основной части. Не следует планировать изучение несколько новых упражнений на нескольких снарядах. Будет лучше, если на одном снаряде идет обучение, а на другом совершенствование. При обучении в основной части используют фронтальный метод, групповой, индивидуальный, круговой методы. Фронтальный – выполняют все ученики наиболее простые упражнения знакомые упражнения. Групповой – класс делится на группы 8-10 человек, работают на разных снарядах. При формировании групп нужно учитывать техническую и физическую подготовку занимающихся. Индивидуальный метод используется в основном на секционных занятиях. Круговой метод – заключается в выполнении определенного задания непрерывно или с незначительным перерывом, переходя от одного снаряда к другому. При этом способе преподаватель находится на более трудном участке. Продолжительность основной части урока – 25 – 35 минут.

38 Подготовительную часть, как правило, начинают с выполнения строевых упражнений, затем используют различные формы передвижений. По мере врабатывания организма занимающихся, амплитуда движений, темп, скорость нарастает. При проведении ОРУ могут быть использованы различные способы проведения (показ и рассказ, поточный – безостановочный, по разделениям). Продолжительность подготовительной части урока определяется и содержанием задачами урока, составом занимающихся и уровнем их подготовленности. У младших школьников – 6-8 минут. У старших – 10- 12 минут. Заключительная часть урока. Задачи: снижение двигательной активности занимающихся, подведение итогов, задание на дом. Для решения задач в заключительной части урока используются успокаивающие упражнения: легкий бег, упражнения на восстановление дыхания.

39 Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп. Проведение занятий по гимнастике должно строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. Урок гимнастики в 1-3 классах. В содержание уроков включаются строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, лазания, метания. При обучении детей необходимо широко использовать показ с объяснением. Объяснение должно быть доступным. В этом возрасте детям свойственно подражание, поэтому широко используются методики образных сравнений. Характерной особенностью этой категории детей является быстрое утомление, но в то же время и быстрое восстановление. Поэтому нагрузка должна быть незначительная. Также необходимо проводить урок в форме игры, соревнования (кто лучше, быстрее, дальше, выше). Следует также обратить внимание на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. Для профилактики дефектов осанки следует развивать мышцы всего тела. В проведении урока следует избегать необоснованных пауз, что ведет к нарушениям дисциплины.

40 Урок гимнастики в 5 – 8 классах. Проведение занятий по гимнастике должно строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. Этот возраст характеризуется проявлением психических и физиологических процессов в связи с началом полового созревания. Высокая активность роста способствует возникновению диспропорций. Уроки гимнастики имеют цель дальнейшего укрепления и развития растущего организма детей. В этом возрасте учащиеся узнают простые упражнения на гимнастических снарядах.

Учитывая высокий уровень сознательности и организованности следует использовать групповой метод проведения уроков. Для ребят следует планировать упражнения на развитие, силы, гибкости, скорости, выносливости. Стремясь быстрее стать взрослыми, ребята охотно выступают в соревнованиях между собой. Учебный материал необходимо преподносить небольшими частями, последовательно усложняя его, постепенно необходимо, чтобы материал повторялся на последующих уроках.

41 Урок гимнастики в 9 – 11 классах. Проведение занятий по гимнастике должно строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. В этом возрасте юноши и девушки достигают высокой работоспособности. Занятия следует проводить раздельно. Работа с юношами направлена на дальнейшее совершенствование строевых упражнений, овладение прикладными навыками и умениями, развитие силы, выносливости, ловкости, скорости, овладение специальными упражнениями на гимнастических снарядах. С девушками широко применяются упражнения музыкально-ритмического характера, упражнения из художественной гимнастики, акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах.

42 Подготовительная группа. Она формируется из учеников, имеющих незначительное отклонение от норм здоровья. Необходимо старательно обдумывать двигательные задания, сокращать длительность выполнения упражнений, упрощать их сложность. На занятиях с детьми, которые имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе, следует избегать упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания.

Специальная медицинская группа. К этой группе относятся учащиеся со значительными отклонениями от нормы в состояние здоровья. Дети этой группы освобождаются от занятий физкультуры. С ними проводятся занятия 3 раза в неделю по 30 минут. К средствам относятся простейшие ОРУ направленные на развитие правильной осанки, совершенствование функций дыхания. Исключаются упражнения направленные на проявление большой силы, скорости, резкости, выносливости.

Важным этапом является работа с родителями. Необходимо проводить разъяснительную работу с детьми, с целью формирования у них сознания о том, что занятия физкультурой не только способствуют улучшению организма. Необходимо проводить примеры из жизни.

43 Гимнастика в режиме школьного дня.

Гимнастика до занятий должна проводиться на протяжении 8-12 минут, желательно на воздухе. Руководство организацией и проведением гимнастики осуществляется преподавателями физической культуры.

В младших классах привлекаются преподаватели этих классов, в старших специально подготовленные ученики – спортсмены. Комплекс упражнений разрабатывается преподавателем физкультуры для каждой возрастной группы на 2 недели. Комплексы могут повторяться через 4-6 недель. Следует учитывать, что комплексы гимнастики до занятий не должны вызывать у учеников сильное возбуждение и переутомление. Физкульминутка длится 1-2- минуты и состоит из 3-4- упражнений. Физкультминутка проводится в классах, руководит преподаватель. Она проводится во второй половине учебного дня, когда занятия утомляют учащихся. Она решает задачи повышения работоспособности учащихся, организации выполнения, восстановление активности. Упражнения используются на потягивание, на выпрямление, умеренное расслабление. Физкультпауза – длится 3-5 минут, 6-8 упражнений. Физкультурная пауза проводится в процессе трудового обучения, она призвана нейтрализовать неудобство рабочей позы, снятия утомления мышц, активно участвующих в трудовых движениях. Организованная перемена. Она проводится не свежем воздухе. Учащиеся не должны оставаться без присмотра преподавателя. Ответственность за организованность проведения перемены несет директор школы, руководит переменой учитель физической культуры с учителями предметниками и физкультурным активом. В содержание перемены можно включать упражнения с предметами. Упражнения должны быть доступны по возрасту учеников. Физкультурные мероприятия в режиме школьного дня являются резервом дополнительного времени на занятия физическими упражнениями. Ученик 15 минут тратит на гигиеническую гимнастику, 12 минут на гимнастику до занятий, 2-4- минуты на физкультурные паузы, 20 минут на упражнения на большой перемене. Итого 45 – 50 минут каждодневных занятий в режиме дня существенное прибавление к урокам физической культуры.

44-45

46 -48 Регулирование физической нагрузки на уроке. От степени загруженности занимающихся зависит целесообразность проведения уроков. Чем больше нагрузка, тем больше функциональных изменений происходит в организме, на основании которых повышается работоспособность, формируются умения и навыки. Любое упражнение может по-разному влиять на организм. Это зависит от объема и интенсивности. Объем определяется количественным показателем выполненной работы. Интенсивность характеризуется степенью напряжения при выполнении упражнений, а также выполнение работы в единицу времени.

Плотность урока. Различают общую и моторную плотность. tп – время, потраченное на полезную деятельность. tо - общее время занятий.

Р общ. = tп х 100%

Сюда входят выполнение упражнений, необходимый отдых, переработка наглядной и словесной информации/

Общая плотность урока должна стремиться к 100%. Снижение этого показателя свидетельствует об упущении в работе преподавателя. Причины: Опоздание с началом урока; Несвоевременная подготовка мест занятий; Долгое ожидание очереди для выполнения упражнений; Не подготовка преподавателя; Излишняя словесная информация; Неудовлетворительная дисциплина.

Моторная плотность определяется временем, потраченным на непосредственное выполнение упражнений.

Р мот. = tу х 100%

tу – время, потраченное на выполнение упражнения.

В отличие от общей плотности моторная не стремится к 100%. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе урока. Более высокой она должна быть в подготовительной части урока. В основной части она ниже, т.к. при высоких своих показателях она может оказать негативное влияние на выполнение упражнений (искажение техники).

49 Способность сохранять равновесия на различных опорах является важным и в то же время сложным навыком, требующим специальной тренировки. На совершенствование функций равновесия существенное влияние оказывают специальные упражнения, которые значительно повышают тонус мыщц спины и всего тела, содействуют формированию правильной осанки.

Необходимое условие для сохранения равновесия расположение центра тяжести над площадью опоры. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие. Основной характерной чертой упражнений в равновесии является прямое тело, втянутый живот, фиксированные в определенном положении руки. Весьма важно в технике равновесий умение рационально распределять мышечное напряжение.

Упражнения в равновесии можно разделить на: - динамические (связанные с поддержанием равновесия при различных передвижениях); - статические (в которых требуется сохранять равновесие в различных положениях на месте; - смешанные (здесь важно устоять на месте после выполнения определенных двигательных действий). Динамические равновесия - это разновидности передвижений шагом, бегом, подскоки, повороты, прыжки. Различают 4 группы перемещений - шаги; - подскоки; - прыжки; - повороты.

Группу шагов характеризует чередование опоры одной и другой ногой. К этой группе относятся также выпады, представляющие собой, по существу, видоизмененные шаги. Подскоки, здесь при выполнении их занимающийся кратковременно теряет контакт с опорой, что однако не связано со значительным подъемом центра тяжести (ЦТ) и большими опорными нагрузками. Незначительный отрыв от опоры позволяет сравнительно легко и уверенно сохранять устойчивое положение тела. Подскок выполняются на одном, двух носках и почти всегда сопровождаются движениями рук, головы, свободной ноги. Большая часть подскоков связана с передвижением и очень часто комбинируются в единые движения (комплексы) с шагами. Скачок - выполняют шагом вперед с последующим прыжком вверх, другую ногу энергично сгибают вперед аналогично положению ее в высоком шаге. Движение руками осуществляется произвольно, разноименно выносимой ноге. Прыжки - значительно труднее, чем шаги и подскоки. Высота прыжка одна из главных характеристик качества его исполнения. Другая важнейшая характеристика - демонстрация той позы (положения) или действия, которые составляют суть прыжка. Третья характеристика - устойчивость приземления. Прыжки на месте проще прыжков с продвижением; с увеличением продвижения (длины прыжка) сложнее сохранить устойчивость. Прыжки на месте выполняются большей частью толчком двумя ногами. К прыжкам с двух на две относятся: прыжки по I,II,Ш позициям, прыжки со сменной ног, прыжки со сменой позиций ног, где положение фиксируется в исходной позиции, и лишь при приземлении ноги приходят в другую позицию, например: из I позиции во II позицию. Прыжки сгибая ноги вперед или назад, прыжок ноги врозь в стороны, прыжок ноги врозь - правая вперед, левая назад или наоборот. Прыжок выпрямившись - начинают выполнение прыжка с полуприседа на счет “и”- в полете все суставы предельно выпрямлены. Руки взмахом поднимают вверх, способствуя увеличению высоты полета. Приземление происходит с носка на всю стопу в полуприсед. Этот прыжок можно усложнить, добавляя поворот на 90о,180о. Прыжки с продвижением. Этим прыжкам предшествует 1-2 шага разбега, приземление почти всегда производится на одну ногу, с последующим шагом другой. К прыжкам с продвижением относятся:

Закрытый и открытый прыжки.

И.п.-о.с. 1. Шагом правой, левую согнуть вперед, прыжок на правой, руки дугами вниз-вперед (плечи и голова слегка опущены). 2. Шаг левой с последующим прыжком на ней, правая назад, руки дугами вниз-в стороны, прогнуться. Обучение закрытому и открытому прыжкам следует начинать при продвижении шагом в медленном темпе, уточняя положение рук, ног, тела.

Далее можно перейти к выполнению в медленном темпе без музыки, и только после исполнить прыжки в нужном темпе под музыку вальса. Каждый прыжок выполняется на один музыкальный такт. Прыжок со сменой ног впереди - выполняется толчком одной махом другой вперед, в фазе полета происходит смена положения ног, приземление осуществляется на маховую ногу. Возможно выполнение прыжка с согнутыми ногами; сгибая и разгибая ногу, с разбега, с поворотом. Разноименный перекидной прыжок - выполняется толчком левой и махом вперед правой с последующим поворотом тела кругом и отведением левой ноги назад.

Последовательность обучения: 1) И.п. стоя лицом к опоре, правая на опоре, руки в стороны 1 -поворот кругом налево, в переднее равновесие на левой, руки в стороны. 2- поворотом кругом направо и.п. (при выполнении поворота, руки вверх) 2) И.п. - левая вперед на носок, руки в стороны. 1 - шагом левой, махом правой вперед поворот кругом налево, переднее равновесие на правой (в полуприседе) руки в стороны 3) И.п. - то же, повторить счет 1-2- сделать смену положения ног сзади с последующим приземлением на маховую ногу (правую), левая назад (прямая), руки в стороны. 4) Выполнение прыжка с небольшого разбега.

Подбивные прыжки- выполняют махом одной вперед, в сторону или назад. Технической основой является вертикальный вылет, подбив осуществляется подтягиванием толчковой ноги к маховой. Малые прыжки исполняются на небольшой высоте, с подбивом под углом 45о,с прямыми ногами; одной прямой, другой согнутой; широким разведением ног после подбива; с двойным ударом в фазе полета. Прыжок шагом - выполняют толчком одной ноги с приземлением на маховую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад, руки противоположно одноименной ноге (рис.5).

Последовательность обучения:

1) С продвижением по кругу небольшими прыжками с левой на правую, выпрямляя ноги в фазе полета. Направление толчка вертикально;

2) Прыжки с левой на правую через “ров” (нарисованный мелом на полу). Ширину “рва” можно увеличивать. Задание выполняют шеренгами по 4-5 человек, продвигаясь из одной половины зала в другую и обратно со сменой толчковой ноги (рис. 6)

3) И.п. - левая нога вперед на носок, правая рука вперед, левая назад в сторону 1 - шаг левой в полуприсе 2 - толчком левой прыжок на правую в полуприсед, левая назад, дугой книзу сменить положение ру 3-4 выпрямляя правую, левую перевести вперед на носок, руки дугой книзу в и.п.

В дальнейшем упражнение выполнять на 2 счета.

4) И.п. - то же, что и 3 упражнении.

1 - 2 - приставной шаг левой вперед 3 - 4 -шагом левой вперед прыжок на правую со сменой положения рук. При выполнении прыжка шагом ноги в фазе полета предельно разведены. Поворот-это вращательное движение вокруг вертикальной оси тела занимающегося

Главная задача при выполнении поворотов - это сохранение равновесия. Успешное выполнение поворотов зависит от: -правильного напряжения мышечных групп (особенно спины); -умение быстро и точно переносить центр тяжести тела на ту ногу, на которой выполняется поворот; -четкого выполнения маха рукой и ногой для создания необходимой инерции поворота и умения в нужный момент остановить движение (за счет мышечного напряжения) -правильного поворота головы. Она должна в начале движения несколько отставать от поворота туловища, а затем обгонять его. Для овладения поворотами занимающегося необходимо хорошо развивать мышцы ног, уметь стоять на высоких полупальцах, держать в подтянутом положение туловище.

В поворотах можно выделить три основные группы: - в смешанных упорах, седах, стойке на колене и т.д.; - на двух ногах; - на одной ноге.

Повороты на двух ногах.

Повороты приставлением ноги - выполняются на 45о, 90о, 180о с поворотом на одной ноге (на полупальцах) приставлением к ней другой.

Повороты переступанием - выполняются на высоких полупальцах, руки в стороны, плечи развернуты, голова слегка приподнята. Плотно держа ноги вместе, мелкими шажками поворачиваясь вокруг оси, сохраняя правильную осанку и прямые ноги.

Последовательность обучения:

1) И.п. - о.с. 1-2 - подняться на носки, руки в стороны 3-”и”-4-”и”- переступая поворот направо на 180о (четыре мелких шажка) 5-6- полуприсед с последующим подъемом на носки 7-8- и.п.; то же с поворотом налево.

2) То же с поворотом на 360о направо и налево

3) Повороты переступанием можно сочетать с танцевальными шагами, например с полькой.

Повороты скрестно на 180о,360о .

Начинать обучение следует из основной стойки. Поставив одну ногу скрестно вперед, подняться на носки и выполнить поворот на 180о или 360о, затем опуститься на всю стопу, приняв и.п. При выполнение скрестного поворота на 180о шагом вперед или назад нога ставится на одну линию с опорной. Поднимаясь на носки, гимнастка выполняет поворот кругом на двух ногах (тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги). При выполнении скрестного поворота на 360о шагом вперед в завершающей фазе нога, выполняющая скрестный шаг приставляется к опорной, а при скрестном повороте шагом назад на 360о приставляется опорная нога.

Повороты на одной ноге. Могут быть одноименными, когда направление вращение совпадает с опорной ногой (на левой -налево, на правой - направо), разноименными. В хореографии повороты на полу следует делить на малый и большие. В малых поворотах свободная нога согнута у щиколотки или колена, большие - отведена на 90о.

Последовательность обучения:

1) И.п. - правая вперед на носок, руки: правая в I позиции, левая во II.

1 - шаг на правую левая назад на 45о, руки в стороны.

2-3- перевести левую ногу через сторону вперед в конце движения подняться на носок, руки вверх.

4- опуститься на всю стопу левая вперед на носок, левая рука в I позицию, правая во II. Выполнить то же с левой.

2) Выполнить поворот на 180о, заканчивая поворот приставлением свободной ноги в стойку на носках или переходом в любое другое положение. Далее выполнение поворота на 360о.

Последовательность обучения разноименному повороту:

1) Разноименный поворот делают на правой ноге - налево или на левой ноге направо. И.п.- I позиция, руки в стороны 1- шаг левой влево в полуприсед на двух

2- толчком двух встать на носок левой, правую согнуть вперед, прижав стопу к голеностопу опорной ноги, руки вверх. 3- приставить правую в стойку на носках

4- опуститься на всю стопу, руки в стороны. То же на правой ноге. 2) Выполнить поворот на 180о, 360о во время счета 2.

Статические равновесия

Переднее равновесие - представляет собой равновесие на одной, другая назад, тело наклонено вперед под любым углом. Стопа опорной ноги слегка развернута наружу. Свободная нога сохраняет выворотное положение, руки в стороны.

Последовательность обучения:

1) И.п. - стоя на правой спиной к опоре левая прямая на опоре, руки в стороны1- подняться на носок правой, руки вверх 2- и.п., после нескольких повторений выпо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: