- Как влияет война на судьбу человека? (М.Шолохов «Судьба человека», Л.Толстой «Война и мир», В.Распутин «Живи и помни», М.Шолохов «Тихий Дон»)
- Почему на войне быстро происходило взросление юношей и девушек? (Л.Леонов «Русский лес», Б.Васильев «В списках не значился…», «А зори здесь тихие…»)
- Почему война является страшнейшим преступлением против человечности? (Л.Андреев «Красный смех», Л.Толстой «Война и мир», М.Шолохов «Родинка»)
- Как относились к пленным в годы войны русские солдаты? (В.Астафьев «Пастух и пастушка», В.Кондратьев «Сашка»)
- Что влияет на нравственный выбор человека в условиях войны? (В.Быков «Сотников», «Обелиск», В.Распутин «Живи и помни»)
- Есть ли на войне место любви? (Б.Лавренев «Сорок первый», М.Карим «Помилование»)
- Благодаря чему была одержана победа в Отечественной войне 1812 и Великой Отечественной войне 1941-1945? (В.Кондратьев «Сашка», Б.Васильев «А зори здесь тихие…», Л.Толстой «Война и мир»)
- Что позволяет человеку остаться человеком в страшных условиях войны? (В.Быков «Сотников», В.Кондратьев «Сашка», М.Шолохов «Судьба человека», «Шебалково семя»)
- Совместимы ли понятия «женщина» и «война»? («дети» и «война») (дети: Л.Толстой «Война и мир» - эпизод гибели Пети Ростова, К.Симонов «Майор привез парнишку на лафете…»)
Композиция сочинения-рассуждения
- Вступление
- Собственное рассуждение, ответ на вопрос
- Литературные аргументы (развернутые: пересказ-анализ, смысловой анализ, комплексный анализ)
- Выводы
Примерное сочинение с опорой на текст КИМов по русскому языку