1. Переход к рыночной экономике: задачи, промежуточные итоги.
2. Перспективная модель НЭ Беларуси.
3. Формирование и развитие институтов рынка.
4. Проблемы развития предпринимательства.
1. Переход от централизованно планируемой к рыночной экономике сопровождается не только трансформацией отношений собственности, институциональной среды в целом, методов хозяйствования, но и трансформацией структуры производства и занятости, и даже – психологии людей. Продолжительность перехода зависит от первоначального состояния экономики, менталитета нации.
Переходный период включает 3 направления преобразований:
1) Демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур, что, как правило, вызывает кризис.
2) Становление нового экономического порядка, цель которого – создание необходимых условий для зарождения новых структур и механизмов. В это фазе появляется новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка.
3) Структурная перестройка, когда и рыночные механизмы, и государственное регулирование, воздействуя на НЭ, приводят ее производственную, технологическую, отраслевую, региональную структуры в соответствие с новыми целями.
В зависимости от характера переходных процессов различают 2 пути перехода к рынку:
- эволюционный путь (постепенное накопление новых черт, признаков);
- путь «шоковой терапии» (разрушение всего несоответствующего новому устройству).
Эволюционный путь предполагает продолжительное сохранение старыхэкономических структур и механизмов, прежде всего – старых структур управления, старых знаний и навыков кадров, так как эти два элемента обладают наибольшей инерционностью.
Важная закономерность переходной экономики – зарождение новых формотношений. Это могут быть ранее не существовавшие институты рыночной экономики, а так же модифицированные старые институты: например, государственная собственность, присутствующая в акционерных обществах, или – замена директивного (приказного) планирования индикативным (рекомендательным).
Для перехода к рынку необходимо решить ряд задач:
- ликвидировать последствия экономического кризиса;
- создать законодательно-нормативную базу для становления рынка;
- создать условия для развития конкурентной среды (свобода предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса);
- обеспечить равноправие всех форм собственности;
- сформировать систему рыночной инфраструктуры (биржи, финансовые учреждения);
- провести структурную перестройку экономики (развивать наукоемкие, ресурсосберегающие, экспортоориентированные, импортозамещающие производства);
- использовать преимущества глобализации (прямые иностранные инвестиции кредиты);
- усовершенствовать систему образования (принципиально новые кадры);
- повысить роль заработной платы как основной формы дохода;
- внедрить эффективную систему социальной защиты;
- совершенствовать систему государственного регулирования экономикой.
Период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
- 1991-1995 г.г. – глубокий социально-экономический кризис;
- 1996-2000 г.г. – зарождение рыночных структур и отношений;
- 2001- 2010г.г. – развитие рыночных структур, переход к инновационному пути развития.
2. Любая модель экономики – это тип хозяйствования, прежде всего.
Рыночная модель или либеральная, имеет следующие черты:
- преобладание частной собственности;
- максимальная свобода субъектов рынка (законодательно закреплена и поддерживается через экономическую политику);
- деятельность государства сводится к проведению макроэкономической политики);
- малая доля государственных закупок в ВВП, малая доля государственных инвестиций в общей сумме инвестиций в стране, малая доля социальных выплат в структуре государственных расходов;
- либерализм в социальной политике, т.е. оценка проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора (неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, а бедность – не как сфера забот государства, а как проблема частной благотворительности).
Модель социально ориентированной экономики (сильно модифицированная теория социального рыночного хозяйства В.Ойкена) имеет следующие признаки:
- развит институт частной собственности, но и высока доля государственной собственности;
- велика доля государственного бюджета в ВВП (иллюзия «государства благосостояния»);
- макроэкономическое регулирование не только в денежно-кредитной и фискальной областях, но и проведение структурной, инвестиционной политики, регулирование занятости и т.п.;
- развитие конкурентных отношений, главным образом через стимулирование малого и среднего бизнеса;
- развитая система социальной защиты, значительная доля средств бюджета тратится на социальные программы.
Первая модель в большей степени была реализована в США до Великой депрессии, вторая – в Германии, Швеции, Швейцарии, Японии. Многие страновые модели занимают промежуточное положение между либеральной и социально ориентированной моделями.
Провозглашение выбора модели социального рыночного хозяйства как перспективной для РБ было впервые осуществлено в Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы.
Причины такого выбора:
- принадлежность в течение длительного времени к социалистической системе хозяйствования;
- вера в необходимость сильного государства;
- традиционная осмотрительность народа Беларуси, в том числе и в выборе характера реформ;
- неприятие обогащения немногих, иллюзия прелести равенства.
В таких документах, как Национальная стратегия устойчивого развития до 2020 года и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года сформулированы основные принципы перспективной модели экономики:
- создание демократического правового государства;
- развитое гражданское общество и самоуправление;
- социальная ориентация экономической системы;
- сочетание свободной конкуренции с регулированием;
- инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
- приоритетное развитие человеческого потенциала;
- приоритет прав граждан;
- следование экологическому принципу.
Можно много говорить о предпосылках создания экономики, соответствующей описанной модели. Отметим потенциальные конкурентные преимущества Беларуси:
- выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
- высокая обеспеченность трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами;
- наличие значительных запасов отдельных видов природных ресурсов (калийные соли, сырье для производства строительных материалов, лесные, земельные, водные ресурсы);
-достаточно развитые научно-технический, инновационный, производственный потенциалы;
- развитая социальная инфраструктура.
Наряду с преимуществами имеются ограничения и риски.
Ограничения:
- дефицит трудовых ресурсов и сокращение населения;
- усиление ограничений со стороны инфраструктуры (транспорт, энергетика);
- исчерпание эффекта девальвации, дешевого сырья и рабочей силы;
- недостаточная эффективность человеческого капитала;
- низкая эффективность государственного управления и рост барьеров для бизнеса;
- низкая концентрация капитала и недостаток конкурентоспособного менеджмента.
Риски:
- невостребованность стратегического управления и доминирование локальных решений;
- угроза вытеснения на периферию мировой экономики;
- отставание от нового этапа развития технологий;
- риски неустойчивости платежного баланса и высокой зависимости от импорта товаров и капитала;
- сохранение социального и регионального неравенства;
- деградация социальной сферы.
3. Рынок труда.
Как фактор производства труд – самый значимый. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75% ВВП.
Правовая база функционирования рынка труда заложена в Конституции, в Гражданском и Трудовом кодексах.
Ситуация на рынке труда Беларуси в 2009 году, несмотря на мировой кризис, оставалась стабильной. Кризис не привел к массовым увольнениям, наоборот наблюдался некоторый рост численности работников в сравнении с 2008 годом (на 0,6%). В декабре 2009 года численность работников была 4621,2 тыс. человек (планировалось занять 4650 тыс. чел.).
Вместе с тем, замедление темпов экономического роста сопровождалось снижением эффективности использования рабочей силы на производстве. Политика большинства промышленных предприятий была направлена на сохранение кадровогопотенциала путем перехода на режим неполного рабочего времени и предоставленияадминистративных отпусков. Как следствие, при внешне стабильном уровне безработицы увеличивались масштабы вынужденной неполной занятости на производстве (10,6% среднесписочной численности работников). С точки зрения рынка такая ситуация – это формирование армии потенциальных безработных. Тем более что более 80 тыс. человек были отправлены в отпуска без сохранения зарплаты. В целях смягчения ситуации Правительством было принято решение о создании временных рабочих мест в рамках общественных работ на территории предприятий и финансирование их за сет средств ФСЗН.
Численность безработных выросла в начале 2009 года, но уже к концу вернулась к цифре – чуть более 40 тыс. человек. Официально регистрируемая безработица удерживалась на уровне 0,9% от экономически активного населения (планировалось – 1,2%).
Ситуация на рынке труда осложняется несоответствием профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных. Многие вакантные места в силу их непрестижного характера и малой зарплаты остаются незаполненными. Часть безработных по ряду причин (низкое пособие по безработице, необходимость участия в общественных работах) не регистрируются.
В Беларуси не применяется методика подсчета общей безработицы, принятая МОТ, но предполагается, что численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. Кроме того, примерно 320 тыс. чел. – это занятые в неформальном секторе экономики и нелегальные трудовые мигранты, работающие за пределами страны.
Основные антикризисные меры по сохранению рабочих мест:
- кредиты нанимателям на выплату зарплаты;
- бюджетные ссуды нанимателям при организации и модернизации рабочих мест сроком до трех лет;
- стимулирование занятости в сфере малого бизнеса (упрощенная система налогообложения, снижение налоговой нагрузки, отмена лицензирования и т.п.)
Главные направления государственной политики в сфере занятости в 2010 году:
- стимулирование создания рабочих мест в развивающихся производствах и сфере услуг;
- содействие развитию малого бизнеса и самозанятости, поддержка предпринимательской активности безработных;
- совершенствование профессиональной структуры подготовки кадров;
- социальная поддержка безработных.
Создание новых рабочих мест в сфере услуг – телекоммуникаций, информационных, компьютерных, маркетинговых, рекламных, развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, все это будет не просто сохранять (консервировать) рабочие места, а будет менять структуру занятости.
Актуальным является так же восстановление системы внутрипроизводственного переобучения по вторым (смежным) профессиям работников, находящихся под риском увольнения.
Необходимо повысить размер пособия по безработице до 40-60% бюджета прожиточного минимума.
Численность занятых в 2010г. – 4653,4 тыс. чел. Численность работающих в режиме вынужденной неполной занятости – 154,5 тыс. чел. Число безработных – 33,1 тыс. чел. (0,7% от экономически активного населения).
Основные проблемы рынка труда:
- низкая эффективность использования рабочей силы;
- значительные масштабы неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы;
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Задачи и меры государственной политики занятости
Задачи:
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
- повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда
Меры:
- содействие развитию занятости в сфере малого бизнеса на основе предоставления налоговых и кредитных льгот;
- увеличение размере финансовой поддержки безработным, организующим предпринимательскую деятельность;
- восстановление системы профессионального обучения непосредственно на производстве путем предоставления налоговых льгот на суммы, направляемые на в организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения.