Тема 5. Формирование рыночной экономики (4-6 часов)

1. Переход к рыночной экономике: задачи, промежуточные итоги.

2. Перспективная модель НЭ Беларуси.

3. Формирование и развитие институтов рынка.

4. Проблемы развития предпринимательства.

1. Переход от централизованно планируемой к рыночной экономике сопровождается не только трансформацией отношений собственности, институциональной среды в целом, методов хозяйствования, но и трансформацией структуры производства и занятости, и даже – психологии людей. Продолжительность перехода зависит от первоначального состояния экономики, менталитета нации.

Переходный период включает 3 направления преобразований:

1) Демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур, что, как правило, вызывает кризис.

2) Становление нового экономического порядка, цель которого – создание необходимых условий для зарождения новых структур и механизмов. В это фазе появляется новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка.

3) Структурная перестройка, когда и рыночные механизмы, и государственное регулирование, воздействуя на НЭ, приводят ее производственную, технологическую, отраслевую, региональную структуры в соответствие с новыми целями.

В зависимости от характера переходных процессов различают 2 пути перехода к рынку:

- эволюционный путь (постепенное накопление новых черт, признаков);

- путь «шоковой терапии» (разрушение всего несоответствующего новому устройству).

Эволюционный путь предполагает продолжительное сохранение старыхэкономических структур и механизмов, прежде всего – старых структур управления, старых знаний и навыков кадров, так как эти два элемента обладают наибольшей инерционностью.

Важная закономерность переходной экономики – зарождение новых формотношений. Это могут быть ранее не существовавшие институты рыночной экономики, а так же модифицированные старые институты: например, государственная собственность, присутствующая в акционерных обществах, или – замена директивного (приказного) планирования индикативным (рекомендательным).

Для перехода к рынку необходимо решить ряд задач:

- ликвидировать последствия экономического кризиса;

- создать законодательно-нормативную базу для становления рынка;

- создать условия для развития конкурентной среды (свобода предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса);

- обеспечить равноправие всех форм собственности;

- сформировать систему рыночной инфраструктуры (биржи, финансовые учреждения);

- провести структурную перестройку экономики (развивать наукоемкие, ресурсосберегающие, экспортоориентированные, импортозамещающие производства);

- использовать преимущества глобализации (прямые иностранные инвестиции кредиты);

- усовершенствовать систему образования (принципиально новые кадры);

- повысить роль заработной платы как основной формы дохода;

- внедрить эффективную систему социальной защиты;

- совершенствовать систему государственного регулирования экономикой.

Период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

- 1991-1995 г.г. – глубокий социально-экономический кризис;

- 1996-2000 г.г. – зарождение рыночных структур и отношений;

- 2001- 2010г.г. – развитие рыночных структур, переход к инновационному пути развития.

2. Любая модель экономики – это тип хозяйствования, прежде всего.

Рыночная модель или либеральная, имеет следующие черты:

- преобладание частной собственности;

- максимальная свобода субъектов рынка (законодательно закреплена и поддерживается через экономическую политику);

- деятельность государства сводится к проведению макроэкономической политики);

- малая доля государственных закупок в ВВП, малая доля государственных инвестиций в общей сумме инвестиций в стране, малая доля социальных выплат в структуре государственных расходов;

- либерализм в социальной политике, т.е. оценка проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора (неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, а бедность – не как сфера забот государства, а как проблема частной благотворительности).

Модель социально ориентированной экономики (сильно модифицированная теория социального рыночного хозяйства В.Ойкена) имеет следующие признаки:

- развит институт частной собственности, но и высока доля государственной собственности;

- велика доля государственного бюджета в ВВП (иллюзия «государства благосостояния»);

- макроэкономическое регулирование не только в денежно-кредитной и фискальной областях, но и проведение структурной, инвестиционной политики, регулирование занятости и т.п.;

- развитие конкурентных отношений, главным образом через стимулирование малого и среднего бизнеса;

- развитая система социальной защиты, значительная доля средств бюджета тратится на социальные программы.

Первая модель в большей степени была реализована в США до Великой депрессии, вторая – в Германии, Швеции, Швейцарии, Японии. Многие страновые модели занимают промежуточное положение между либеральной и социально ориентированной моделями.

Провозглашение выбора модели социального рыночного хозяйства как перспективной для РБ было впервые осуществлено в Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы.

Причины такого выбора:

- принадлежность в течение длительного времени к социалистической системе хозяйствования;

- вера в необходимость сильного государства;

- традиционная осмотрительность народа Беларуси, в том числе и в выборе характера реформ;

- неприятие обогащения немногих, иллюзия прелести равенства.

В таких документах, как Национальная стратегия устойчивого развития до 2020 года и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года сформулированы основные принципы перспективной модели экономики:

- создание демократического правового государства;

- развитое гражданское общество и самоуправление;

- социальная ориентация экономической системы;

- сочетание свободной конкуренции с регулированием;

- инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

- приоритетное развитие человеческого потенциала;

- приоритет прав граждан;

- следование экологическому принципу.

Можно много говорить о предпосылках создания экономики, соответствующей описанной модели. Отметим потенциальные конкурентные преимущества Беларуси:

- выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

- высокая обеспеченность трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами;

- наличие значительных запасов отдельных видов природных ресурсов (калийные соли, сырье для производства строительных материалов, лесные, земельные, водные ресурсы);

-достаточно развитые научно-технический, инновационный, производственный потенциалы;

- развитая социальная инфраструктура.

Наряду с преимуществами имеются ограничения и риски.

Ограничения:

- дефицит трудовых ресурсов и сокращение населения;

- усиление ограничений со стороны инфраструктуры (транспорт, энергетика);

- исчерпание эффекта девальвации, дешевого сырья и рабочей силы;

- недостаточная эффективность человеческого капитала;

- низкая эффективность государственного управления и рост барьеров для бизнеса;

- низкая концентрация капитала и недостаток конкурентоспособного менеджмента.

Риски:

- невостребованность стратегического управления и доминирование локальных решений;

- угроза вытеснения на периферию мировой экономики;

- отставание от нового этапа развития технологий;

- риски неустойчивости платежного баланса и высокой зависимости от импорта товаров и капитала;

- сохранение социального и регионального неравенства;

- деградация социальной сферы.

3. Рынок труда.

Как фактор производства труд – самый значимый. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75% ВВП.

Правовая база функционирования рынка труда заложена в Конституции, в Гражданском и Трудовом кодексах.

Ситуация на рынке труда Беларуси в 2009 году, несмотря на мировой кризис, оставалась стабильной. Кризис не привел к массовым увольнениям, наоборот наблюдался некоторый рост численности работников в сравнении с 2008 годом (на 0,6%). В декабре 2009 года численность работников была 4621,2 тыс. человек (планировалось занять 4650 тыс. чел.).

Вместе с тем, замедление темпов экономического роста сопровождалось снижением эффективности использования рабочей силы на производстве. Политика большинства промышленных предприятий была направлена на сохранение кадровогопотенциала путем перехода на режим неполного рабочего времени и предоставленияадминистративных отпусков. Как следствие, при внешне стабильном уровне безработицы увеличивались масштабы вынужденной неполной занятости на производстве (10,6% среднесписочной численности работников). С точки зрения рынка такая ситуация – это формирование армии потенциальных безработных. Тем более что более 80 тыс. человек были отправлены в отпуска без сохранения зарплаты. В целях смягчения ситуации Правительством было принято решение о создании временных рабочих мест в рамках общественных работ на территории предприятий и финансирование их за сет средств ФСЗН.

Численность безработных выросла в начале 2009 года, но уже к концу вернулась к цифре – чуть более 40 тыс. человек. Официально регистрируемая безработица удерживалась на уровне 0,9% от экономически активного населения (планировалось – 1,2%).

Ситуация на рынке труда осложняется несоответствием профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных. Многие вакантные места в силу их непрестижного характера и малой зарплаты остаются незаполненными. Часть безработных по ряду причин (низкое пособие по безработице, необходимость участия в общественных работах) не регистрируются.

В Беларуси не применяется методика подсчета общей безработицы, принятая МОТ, но предполагается, что численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. Кроме того, примерно 320 тыс. чел. – это занятые в неформальном секторе экономики и нелегальные трудовые мигранты, работающие за пределами страны.

Основные антикризисные меры по сохранению рабочих мест:

- кредиты нанимателям на выплату зарплаты;

- бюджетные ссуды нанимателям при организации и модернизации рабочих мест сроком до трех лет;

- стимулирование занятости в сфере малого бизнеса (упрощенная система налогообложения, снижение налоговой нагрузки, отмена лицензирования и т.п.)

Главные направления государственной политики в сфере занятости в 2010 году:

- стимулирование создания рабочих мест в развивающихся производствах и сфере услуг;

- содействие развитию малого бизнеса и самозанятости, поддержка предпринимательской активности безработных;

- совершенствование профессиональной структуры подготовки кадров;

- социальная поддержка безработных.

Создание новых рабочих мест в сфере услуг – телекоммуникаций, информационных, компьютерных, маркетинговых, рекламных, развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, все это будет не просто сохранять (консервировать) рабочие места, а будет менять структуру занятости.

Актуальным является так же восстановление системы внутрипроизводственного переобучения по вторым (смежным) профессиям работников, находящихся под риском увольнения.

Необходимо повысить размер пособия по безработице до 40-60% бюджета прожиточного минимума.

Численность занятых в 2010г. – 4653,4 тыс. чел. Численность работающих в режиме вынужденной неполной занятости – 154,5 тыс. чел. Число безработных – 33,1 тыс. чел. (0,7% от экономически активного населения).

Основные проблемы рынка труда:

- низкая эффективность использования рабочей силы;

- значительные масштабы неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы;

- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Задачи и меры государственной политики занятости

Задачи:

- повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

- повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда

Меры:

- содействие развитию занятости в сфере малого бизнеса на основе предоставления налоговых и кредитных льгот;

- увеличение размере финансовой поддержки безработным, организующим предпринимательскую деятельность;

- восстановление системы профессионального обучения непосредственно на производстве путем предоставления налоговых льгот на суммы, направляемые на в организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: