Малые диаспоры в общественной жизни

1.Система партийно-советского руководства жизнедеятельностью населения.

2. Малые диаспоры в официальных общественно-политических кампаниях.

3. Сопротивление политике тоталитарного режима.

Национальные секции (бюро, секции) партийных органов: ЦК КП(б)Б, губкомов, окружкомов, райкомов. Создание и деятельность Национальной комиссии ЦИК БССР (1924 г.). Окружные и районные нацкомиссии.

Членство в КП(б)Б, комсомоле. Участие в общественно-политических кампаниях.

Попытка создания Союза цыган, проживающих на территории БССР.

Сопротивление многонационального населения политике тоталитарного режима. Попытки массового эмиграционного движения в конце 20-х – начале 30-х гг.

Согласно постановления ЦИК БССР от 27 ноября 1930 г. было создано 30 национальных комиссий при райисполкомах (в том числе – Житковичская, Жлобинская, Мозырская, Наровлянская, Туровская, Хойникская) и 3 городские – Витебская, Гомельская, Минская. Календарный план работы Нацкомиссии ЦИК БССР на 1931 г. предусматривал широкий спектр хозяйственных и культурных мероприятий в отношении населения нацменьшинств. Политика белорусизации проводилась в тесной связи с практикой национальной работы среди небелорусского населения. Так, в программе “генеральной месячной проверки белорусизации” (5 июня – 5 июля 1931 г.) были выделены пункты, охватывавшие разные стороны жизни нацменьшинств - хозяйственную, культурную, аспект кадровой политики и т.д. Весьма важным моментом видится установка Нацкомиссии ЦИК БССР Госплану и всем ведомствам и хозяйственным органам БССР от 28 октября 1931 г. на тщательную демографическую статистику населения не только “основных национальностей” (белорусов, русских, евреев, поляков. - Авт.), как это делалось традиционно, но и “более мелких” национальностей.

Республиканская выставка «Жыцьцё нацыянальных меньшасьцяй БССР», посвященная 10 годовщине Октябрьской революции. Работала в Минске с 8 ноября 1927 г. В выставке приняли участие 4 национальности: евреи, поляки, латыши и литовцы. Работало 3 отдела: отдел культуры, сельскохозяйственный и кустарный. (701.1.68. Л.1,9).

Справаздача аб выкананні дырэктыў па рабоце сярод латнасельніцтва ў БССР. 1928 г.: [Общественно-политические кампании: 50 конференций латышей-рабочих и крестьян (местные вопросы хозяйственной и культурной работы); сбор средств на бронемашину «Латышский стрелок»; Всебелорусский конкурс на лучший латышский населенный пункт (участие 30% всех латышей. Конкурс выявил переход на многополье 80% хозяйств, животноводческий уклон, рост технических культур, молочных артелей, усиление машинизации, уменьшение количества крупных и бедняцких хозяйств, которые переходят в группу середняков).] 701. 1. Д.69. Л.160

В это же время проводилась работа по созданию республиканской общественной организации цыган в БССР. В Минск был командирован уполномоченный Всероссийского союза цыган А.Ф.Граховский. На основе Устава Всероссийского союза цыган был подготовлен проект Устава Союза цыган, проживающих на территории БССР. Целью Союза являлось “объединение и организация цыганских масс, [подъем] их культурного уровня, организация взаимопомощи и защита их интересов”. Обозначались основные задачи деятельности Союза: “<...> б) открывает с соблюдением существующих правил школы; в) устраивает клубы, библиотеки и национальные театры; г) организует для своих членов кассы взаимопомощи, содействует организации сельскохозяйственных артелей и учебно-производственных мастерских; д) издает на цыганском и государственных языках журналы, газеты, брошюры и учебники; ведет моральную борьбу с общественным злом среди своих членов, как-то: с пьянством, гаданием, попрошайничеством, азартными играми и кочевничеством <...>”.

В центральной республиканской газете “Звезда” А.Граховский публикает программную статью.

Работа среди цыган Белоруссии

Нам известно, что цыгане культурно крайне отсталы. Среди них 95 проц. неграмотных. Среди них очень развито попрошайничество, гаданье, воровство и т.д.

Конечно, виноваты условия жизни: цыгане живут неоседло, никакой общественной работой не занимаются, никаких книг и газет не читают. У них все осталось по старому. Женщина у них - рабыня, она должна содержать всю семью, в том числе и мужа.

Теперь всесоюзный союз цыган развертывает работу среди цыган.

Для этой работы высланы уполномоченные по всему СССР.

Нужно взять цыган на учет. Выяснить среди них квалифицированных работников по каждой в отдельности специальности, организовать трудовые артели, коллективы. Остальных неквалифицированных работников приучить к оседлости. Договориться с Наркомземом об отпуске запасных фондов земли и т.д. Приучить цыган к общественно-полезному труду, втянуть молодежь в производство, дать молодежи культурное воспитание, организовать пионерские отряды, клубы.

Вот цель уполномоченных.

Все это мы можем сделать только при помощи наших партийных и советских организаций.

Уполномоченный Граховский

Согласно “Плана работы по организации цыганского Союза в Белоруссии” организовывались инициативные группы, в 1926 г. в местах компактного проживания цыганского населения проводились организационные собрания, в частности: 2 августа в мест. Койданово, 19 августа в мест. Березино, 29 сентября в г. Минске. Общим для них был следующий тезис: “Мы такие же граждане советской республики как остальные нацменьшинства, мы должны идти в ногу с нацменьшинствами за советскую власть”.

Скорее всего, Союз цыган Беларуси законодательно утвержден не был. В любом случае, нам неизвестны соответствующие документы. Как отмечает В.Калинин, в 1928 г. был распущен Всероссийский союз цыган [так и не ставший Всесоюзным. – Авт.] по причине “организационных неувязок”. Вопрос о создании подобного Союза в БССР больше не возникал.

При наличии у цыган своей традиционной элиты (в первую очередь, управленческой) из их среды так и не сформировался сколько-нибудь значимый слой местной официальной советской элиты.

Устав.

Цы[га]н проживающих на территории БССР.

[1926 г.]

І. Общее положение.

§1. На основании настоящего учреждается союз цыган, проживающих на территории БССР.

§2. Союз распространяет свою деятельность в пределах БССР.

§3. Центральное правление Союза имеет место пребывания в городе Минске.

§4. Союз имеет печать и штамп со своим наименованием.

ІІ. Цель Союза.

§5. Союз имеет целью об’единение и организацию цыганских масс, проживающих на территории БССР, их культурного уровня, организацию взаимоотношений и защиту их интересов.

ІІІ. Метод осуществления.

§6. Для осуществления указанных в §5-м целей союза:

а) входит с ходатайствами в надлежащие учреждения и организации союзных республик.

б) открывает с соблюдением существующих правил школы.

в) устраивает клубы, библиотеки и национальные театры.

г) организует для своих членов кассы взаимопомощи, содействует организации сельско-хозяйственных артелей и учебно-производственных мастерских.

д) издает на цыганском и государственных языках: журналы, газеты, брошюры и учебники, ведет моральную борьбу с общественным злом среди своих членов, как-то: с пьянством, гаданьем, попрошайничеством, азартными играми и кочевничеством.

е) приобретает, отчуждает и пользуется всеми законными способами принадлежащим имуществом, необходимым для целей союза, заключает договора и сделки, непосредственно отвечающие задачам союза.

Примечание: все поименованные в §6 уполномочия осуществляются на основании действующих узаконений.

§7. Имеет право иска и цель на суде в лице своих руководителей и вообще пользуется всеми правами юридического лица.

§8. Союз состоит из окружных или районных об’единений.

§9. Основной и наименьшей ячейкой союза является его районное или окружное отделение с количеством членов не менее 10-ти.

§10. Высшим органом управления союза является Белорусский с’езд.

§11. В периоды между с’ездами союз управляется выборными исполнительными органами: в лице Центрального правления союза, избранного Белорусским с’ездом, сроком на один год.

Примечание: по утверждении с созыва 1-го с’езда, правомочным органом является правление союза, выделенное из числа учредителей окружных и районных об’единений.

§12. Высшим органом правления является общее собрание членов об’единений, а в период между таковыми собраниями, правление об’единений, избираемое на одном из собраний сроком на один год.

§13. Центральное правление союза и его окружных и районных об’единений избирается сроком на один год. Центральных, окружных и районных комиссий в составе не менее трех лиц, не состоящих членами правления или секций и комиссий союза или его окружных и районных об’единений.

IV. Состав союза.

§14. Членами союза могут быть все проживающие на территории БССР цыгане, имеющие право избирать и быть избранными в советы, признающие настоящий устав.

§15. Зачисление в члены производится правлением.

§16. Выбытие из числа членов союза может иметь место по личному заявлению выбывающего или по постановлению 2/3 числа членов союза, присутствующих на распорядительском собрании, причем исключение в последнем случае может иметь место только при наличии со стороны исключаемого лица порочащих союз поступков или уголовно-наказуемого деяния.

Примечание: члены союза, не внесшие установленного членского взноса в течение 3-х месяцев, считаются юридически выбывшими из состава союза и вступают вновь по внесении числящихся за ними взносов.

§17. Сведения о наличном составе предоставляются союзом ежегодно в НКВД, а окружным и районным об’единением союза в тот окружной административный отдел или районный исполнительный комитет, в котором зарегистрировано об’единение.

V. С’езды союза, общие собрания об’единений и предметы их ведения.

§18. Не реже одного раза в год по получении соответствующего разрешения надлежащих органов власти, созывается Белорусский С’езд. Место с’езда, порядок его созыва и срок определяется центральным правлением союза.

Примечание: с’езд считается правомочным, когда на таковом представлено не менее двух-третей всех местных об’единений союза. По требованию не менее 3-х об’единений союза или ревизионных комиссий правление обязано в месячный срок созвать чрезвычайный с’езд.

§19. Ведению с’езда подлежит:

а) избрание Центрального правления и ревизионной комиссии.

б) Изменение устава и дополнение с последующим утверждением в установленном порядке.

в) утверждение инструкций для местных об’единений, должностных лиц и ревизионных комиссий.

г) утверждение окружных об’единений.

д) рассмотрение и утверждение сметы расходов союза на последующий год и отчета союза за истекший год.

е) ликвидация союза и его об’единений.

§20. Общие собрания местных об’единений разделяются на очередные и чрезвычайные.

§21. Общие собрания созываются повестками или об’явлениями и считаются состоявшимися при всяком числе собравшихся по вопросам местных об’единений союза имеющихся членах при наличии 2/3 об’единения [так в тексте.- В.П.].

§22. Общие собрания созываются не реже одного раза в год, а также во всякое время по требованию не менее двух третей действительных членов или ревизионных комиссий.

§23. Все дела в собраниях решаются открытым голосованием и простым большинством голосов присутствующих кроме вопросов об исключении из членов союза, для положительного решения которого требуется не менее двух третей голосов присутствующих. Передача права голоса не допускается, в случае равенства голосов вопрос считается отклоненным.

§24. Общее собрание избирает председателя, его заместителя и членов правления и др. должностных лиц и членов ревизионной комиссии. Утверждает и исключает членов окружных и районных об’единений союза, заслушивает отчет правления и ревизионных комиссий. Обсуждает вопрос о закрытии окружного или районного об’единения, избирает делегатов на Белорусский с’езд, решает вопрос об освобождении от членских взносов членов, не могущих вносить такового.

Примечание: местные об’единения союза не могут самосточтельно пользоваться правом, указанным в п.”в” §6 и осуществляют таковое от имени союза по уполномочию центрального правления союза.

§25. Центральное правление управляет всеми делами союза, наблюдает за исполнением постановлений с’езда и правильным течением деятельности союза, ведает административно-финансовой и хозяйственной частью, несет ответственность за направление и результат деятельности союза.

§26. Центральное правление союза состоит не менее, чем из 3-х членов и одного кандидата, избираемых на Белорусском с’езде союза и является исполнительным органом союза.

§27. Правление местных об’единений союза наблюдает за исполнением постановлений общих собраний и правильным течением деятельности об’единений союза, ведает административно-финансовой и хозяйственной частью, несет ответственность за направление и результат деятельности об’единений.

VI. Средства союза.

§28. Средства союза состоят из:

а) членских взносов, размер коих устанавливается Белорусским с’ездом союза,

б) пожертвований и дохода учебно-производственных мастерских.

VII. Ликвидация союза.

§29. Союз может быть закрыт, как по распоряжению правительственных органов, так и по постановлению Белорусского с’езда союза.

§30. В случае ликвидации союза оставшееся имущество направляется по указанию Наркомвнутдела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: