bн = b0 + λ = 500 + 1000 = 1500мм
по условию жёсткости
bн ≤ 1/20h - 17800/20 = 890мм < 1500мм
условие жёсткости соблюдается.
Принимаем верхнюю часть колонны сплошного сечения, нижнюю - сквозного.
Определяем пролёт мостового крана
Lкр = L - 2λ = 36000 – 2 * 1000 = 34000мм
Lкр - 34м.
2. РАСЧЕТ ПОДКРАНОВОЙ БАЛКИ.
2.1. Определение усилий в подкрановой балке.
Расчет подкрановой балки производят на совместное действие двух сближенных кранов наибольшей грузоподъемности. Расчетные значения вертикальных и горизонтальных нагрузок определяют по формулам:
F = Fn ·¡Į ·¡ · Кd ·nс 2.1)
Т = Тn ·¡Į ·¡ · Кd ·nс (2.2)
где Fn – нормативная сила вертикального давления колеса крана на рельс, принимаемая по ГОСТ. (прилож.2)
¡Į - коэффициент надежности по нагрузке, принимаемый по СНиП 2.01.07-85 (см. прилож. 3)
¡ - коэффициент надежности по назначению, принимаемый по прилож.4.
Кd - коэффициент динамичности при вертикальных крановых нагрузках равный:
при шаге колонн В 12м – 1,2 для мостовых кранов весьма тяжелого режима работы и 1.1 при тяжелом режиме, а также для подвесных кранов:
|
|
При В >12м – 1,1 – для мостовых кранов весьма тяжелого режима работы
Горизонтальные крановые нагрузки должны учитываться с коэффициентом:
Кd = 1,1 только для мостовых кранов весьма тяжелого режима работы. В остальных случаях принимают Кd = 1;
nс - коэффициент сочетания, равный 0,85 при двух кранах лёгкого и среднего режимов работы 0,95 при двух кранах тяжелого и весьма тяжелого режимов работы;
Тn - нормативная горизонтальная сила торможения грузовой тележки, приходящаяся на одно колесо крана.
Полная сила поперечного торможения:
То = f ×(P+G) × nwв / nw (2.3)
Отсюда Тп = То / nо (2.4)
где f - коэффициент трения при торможении тележки, принимаемый 0,05 для кранов с гибким подвесом груза и 0,1 – с жестким;
Р – грузоподъемность крана;
G – вес тележки, принимаемый по ГОСТ (при отсутствии данных допускается принимать G = 0,3 Р);
nwв – число тормозных колес тележки;
nw - общее число колес тележки;
nо – число колес на одной стороне моста крана.
При расчете балок под краны тяжелого и весьма тяжелого режимов работы горизонтальные силы бытового давления определяются по формуле:
Тt = 0,1· Fn · gĮ · gn · Кd ·nс (2.5)
Расчетные усилия в подкрановой балке находят с помощью линий влияния.
Расчетный изгибающий момент от временной нагрузки
Mx = Mf = S Fi Yi (2.6)
где - коэффициент, учитывающий собственный вес подкрановых конструкций и временную нагрузку на тормозных площадках:
для балок пролетом ℓ = 6м, = 1,05
при ℓ ≥ 12м., = 1,07
S Fi Yi - сумма произведений расчетных сил давления крановых колес, определенных по формуле (2.1), на соответствующие ординаты линий влияния
|
|
Наиболее невыгодным нагружением подкрановой балки является расположение колес, когда критический груз находится над вершиной треугольной линии влияния.(рис.2.1)
Рисунок 2.1
Необходимый и достаточный признак критического груза определяется системой двух неравенств.
(2.7)
(2.8)
где Ra - равнодействующая грузов, расположенных слева от критического;
Rв - то же, справа;
α и в – расстояния от критического груза до опор.
Расчетный изгибающий момент от поперечной тормозной нагрузки
Му = Мт = Т ∑ Уi (2.9)
Рисунок 2.2
Расчетные значения поперечной силы от обеих нагрузок находят располагая краны таким образом, чтобы один из грузов находился непосредственно над опорой, а остальные – как можно ближе к ней. (рис.2.2)
Qx = Qf = α ∑ Fi Уi (2.10)
Qу = Qт = Т ∑ Уi (2.11)
2.2. Подбор сечения подкрановой балки.
Требуемый момент сопротивления подкрановой балки.
(2.12)
где Mmax - максимальный расчетный изгибающий момент;
Ry - расчетное сопротивление металла поясов изгибу, установленное по пределу текучести, принимаемой по прилож.5.
gc - коэффициент условий работы, принимаемой по прилож.6.
Высота симметричной подкрановой балки из условия наименьшего расхода металла
(2.13)
где k - коэффициент, зависящий от конструктивного оформления балки; при постоянном сечении его принимают равным 1,1-1,15;
tw - толщина стенки балки.
Высота подкрановой балки из условия требуемой жесткости балки:
(2.14)
где ℓ - длина балки; Е – модуль упругости;
f и – предельный прогиб, принимаемый по табл.
- нормативный изгибающий момент от вертикальной нагрузки;
- расчётный изгибающий момент;
Окончательно принимают высоту, близкую к оптимальной, но не меньше минимальной. В целях унификации высота балки должна быть кратной 100мм.
Для балок высотой до 3м. толщина стенки в мм определяется по эмпирической формуле:
(2.15)
где h – высота подкрановой балки, приближенно можно принять (1/6…1/8) ℓ,
где ℓ - пролет подкрановой балки.
Толщина стенки из условия прочности на срез:
(2.16)
где Qmax – максимальная расчетная поперечная сила;
Rs - расчетное сопротивление металла стенки сдвигу, принимаемое Rs = 0,58 Rу;
Толщина стенки из условия местной устойчивости:
(2.17)
где hw - высота стенки;
Ry - расчетное сопротивление металла стенки сжатию;
Е - модуль упругости стали, равный 206×103МПа.
В любом случае толщина стенки должна быть не менее 8мм. При этом соотношение h/tw условия прочности и устойчивости стенки должны находиться в следующих пределах:
Таблица 2.1
h, м | 1,5 | |||||
tw, мм | 8…10 | 10…12 | 12…14 | 16…18 | 20…22 | 22…24 |
100…125 | 125…150 | 145…165 | 165...185 | 185…200 | 210…230 |
2.3. Проверка прочности подкрановой балки.
Проверку прочности подкрановых балок производят по нормальным, касательным и местным нормальным напряжениям от сосредоточенной силы давления колеса.
Нормальные напряжения определяют по формуле:
(2.18)
где Mf – расчетный изгибающий момент от вертикальной нагрузки;
Mт – расчетный изгибающий момент от горизонтальных поперечных сил;
Wв,nt – момент сопротивления нетто для верхних волокон подкрановой балки;
Wy,nt - момент сопротивления тормозной балки относительно вертикальной оси у-у;
В расчетное сечение тормозной балки включается верхний пояс подкрановой балки, горизонтальный лист, окаймляющий пояс.
Rу – расчетное сопротивление стали.
¡с - коэффициент условий работы.
Касательные напряжения по формуле:
(2,19)
где Qmax – максимальная расчетная поперечная сила;
Sx - статический момент площадки половины сечения (при симметричном сечении).
Jx - момент инерции площадки всего сечения относительно нейтральной оси;
|
|
tw - толщина стенки.
Rs – расчетное сопротивление металла стенки сдвигу;
¡c - коэффициент условий работы.
Местные вертикальные напряжения в стенке под сосредоточенным грузом, приложенным к поясу балки проверять по формуле:
(2.20)
где ¡fw - коэффициент, учитывающий неравномерность давления кранового колеса и повышенную динамичность под стыками рельсов
он равен 1,6 для балок под краны весьма тяжелого режима работы с жестким подвесом груза, 1,4 – при тех же кранах, но с гибким подвесом, 1,3 – при кранах тяжелого режима работы, 1,1 – для прочих подкрановых балок;
- расчетная сила вертикального давления колеса без учета коэффициента динамичности;
- условная длина распределения местного давления, определяемая в сварных балках по формуле:
(2.21)
Jf - сумма моментов инерции площади сечения верхнего пояса балки и подкранового рельса относительно собственных центральных осей Х1 и Х2 (рис.2.3) или общий момент инерции пояса и рельса в случае приварки одного к другому швами, обеспечивающими их совместную работу.
Рис. 2.3
Проверка жесткости подкрановой балки определяется по формуле:
(2.22)
где MFn – изгибающий момент от нормативной нагрузки;
- предельный относительный прогиб.
Пример 2.
РАСЧЕТ ПОДКРАНОВОЙ БАЛКИ.
Пролёт подкрановой балки = 12м.
Режим работы кранов - средний.
Материал балки - сталь марки 18ГПС.
Из приложения 2 или по ГОСТу 6711-81 для крана Q = 800кН выбираем необходимые данные: Lкр = 34000мм - пролёт крана
В = 9100мм - ширина
К - 4350мм-база
= 900мм - расстояние между колёсами
F1п =392кН; F2п = 422кН; - сила давления колеса
Вес крана с тележкой - 1500кН
Вес тележки G = 380кН
Тип кранового рельса КР 100. (приложение 7).