= Цареград: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6665.
( 1 упоминание.
( Выступает в качестве последней сакральной области, окружающей центр мировых координат. В тексте отождествляется с Иерусалимом, который мыслился православным народом как "всем городам отец", т. е. своего рода "царь-город".
( Цариград упоминается в болгарских заговорах, но в качестве места, куда ссылается болезнь (см.: Маджаров 1978, 54).
УЛИЦА
СИОНСКА
= Улица Сионска: ркп. из Симб. губ., Щапов, 56-57 (то же: Майк., 476-477).
( 1 упоминание.
( На нее смотрит ограждающий себя крестом субъект заговора.
РЕКИ
ИОРДАН
= Иордан: Арх. г., Забыл., 333, 351; ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; Орл. г., Попов, 225; Симб. г., Майк., 521-522; б. м., Вин. 1, 35-36; Сах., 20; И(рдан (Р. п. - Иердани): ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 500; Ирдань: Смол. г., Попов, 234; Ердан: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; б. м., Тих. Лет. IV, 78; Ярдан: б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ордан: Курск. г., Майк., 486, 489.
( 14 упоминаний.
( На берегу Иордана чаще всего находятся волшебные помощники и защитники. Посреди него - белый камень, в нем находится белая рыба, которой отдают ключи от заговора. Нередко упоминается, что в Иордане крестился Христос. Мотив реки в зачинах заговоров часто сопряжен с мотивом города, в частности, Иордан (более точная транскрипция ивритского слова - Ярден) - с Иерусалимом.
|
|
(Иорданью во многих регионах называли прорубь, особенно освящаемую на Крещение. В связи с этим было распространено поверье о целительной Иорданской воде. См. также: Кондратьева 1967, 223-225.
( В западноукраинском (угорскорусском) заговоре (Петров, 129) в Иордане купаются 3 ангела: первый черпает воду, второй омывает раба Божия, третий молится Господу Богу за раба Божия. Ср. также "вода Ярданица " в белорусском заговоре: Романов 1891, 26.
( В румынском любовном заговоре Мариора отправляется по дороге Траяна к реке Иордану набрать холодной воды и смыть с себя тоску (Яцимирский 1897, 197), а синонимом слов "чистый" и "святой" является выражение "мытый Иорданской водой" (там же, 201-202).