Билет 13. Формы организации обучения могут иметь различную классификацию в зависимости от критерия

Формы организации обучения могут иметь различную классификацию в зависимости от критерия. По количественному критерию обучение может быть групповым, массовым, коллективным и индивидуальным. По критерию, определяющему временной интервал проведения занятий, формы обучения могут быть организованы в виде классического урока (45 минут), спаренного занятия (90 минут), спаренного укороченного занятия (70 мин) и короткого урока (30 минут). Формы организации обучения различаются так же, в зависимости от места проведения обучения, на 2 категории – школьная и внешкольная. В дидактике известны три основные и наиболее распространенные формы обучения: классно-урочная, индивидуальная и лекционно-семинарская. Классно-урочная форма характеризуется разделением учеников на классы по критерию возраста и уровня подготовки, строгим соответствием заранее разработанному и утвержденному учебному плану, регламентированным чередованием и продолжительности занятий, в соответствии с расписанием, ведущей и руководящей ролью учителя, применением различных форм и видов творческой и познавательной деятельности. Достоинства такой формы обучения заключаются в строгой организации и профессиональной разработке содержания, возможности осуществления различных вариантов коллективных методов обучения, экономической целесообразности. Преимущество классно-урочной системы обучения, выражающееся в строгой организации – это фиксированное расписание уроков, постоянный состав учебных групп (классов), постоянный педагогический состав, закрепление определенных учебных помещений за соответствующими учебными дисциплинами и др. все это создает возможность для учеников чувствовать себя более уверенно в привычной, стабильной обстановке, что естественно повышает эффективность процесса обучения. Объединение учащихся по возрастным группам создает предпосылки для улучшения процесса социализации, взаимного обучения, формирования навыков и умений коллективного общения и совместной деятельности, помогает человеку наити свое место и определить возможную роль в группе, как модели общества. Руководящая роль педагога направлена на обеспечение целенаправленности усилий учеников, помогая тем самым ориентироваться в многообразии школьной и учебной практики, формирует культурные и поведенческие нормы у детей, стимулирует мотивацию к обучению и раскрывает пути дальнейшей образовательной деятельности. Недостатки классно-урочной формы обучения заключаются в том, что содержание обучения школьной программы ориентировано на среднего ученика, не создавая тем самым оптимальных условий для полноценного развития наиболее одаренных или наоборот отстающих учеников класса. Однообразие повседневной учебной деятельности в целом способствует снижению интереса и познавательной активности учащихся Лекционно-семинарская система используется главным образом в высших учебных заведениях и учреждениях послевузовского образования. Возникнув с появлением первых университетов, эта система не претерпела значительных изменений и, как и прежде, ее основными формами являются лекции, семинары, коллоквиумы, практические и лабораторные занятия, зачеты, экзамены, производственная практика. Такая форма обучения рассчитана на людей, уже имеющих навыки самообучения и самообразования, имеющих осознанную мотивацию и стремление к получению знаний и способные к самостоятельному поиску и усвоению новой информации. Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков:

-формирования знаний,

-закрепления и совершенствования знаний,

-формирования и совершенствования знаний,

-формирования умений и навыков

-совершенствования знаний, умений и навыков,

-применения знаний на практике,

-повторения и систематизации знаний

-проверки знаний

-комбинированный урок

К урокам формирования знаний относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные уроки при изучении новых тем. Разновидностью уроков формирования и совершенствования знаний, совершенствования знаний, умений и навыков являются синтетические уроки. Уроки проверки знаний подразделяются на уроки устной, письменной проверки знаний.

Структура урока(по Т.И. Шамовой)

-организация начала занятия,

-проверка выполнения домашнего задания,

-подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов действий,

-первичная проверка понимания,

-закрепление знаний и способов действий,

-обобщение и систематизация знаний,

-контроль и самопроверка знаний,

-подведение итогов занятия,

-информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный урок, И. П. Подласый выделяет следующие:

1.Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса.

2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4.Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5.Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6.Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8.Эффективное использование педагогических средств.

9.Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

10.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

11.Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: