Реализация земской реформы

- Учреждение Александром II особой комиссии под председательством товарища министра внутренних дел Н. А. Милютина для разработки законопроекта о «хозяйственно-распорядительном управлении в уезде» (1859).

Николай Алексеевич Милютин возглавлял деятельность комиссии по подготовке земской реформы в 1959-1861 гг. После его отставки подготовку реформы осуществлял П. А. Валуев.

- Введение земских органов управления (самоуправления). Сущность «Положения» от 1 января 1864 г.

- Учреждение всесословных земских собраний (губернских и уездных) как распорядительных органов местного общественного управления, избираемых по куриальному принципу (землевладельческая, городская, крестьянская курии) на трёхлетний срок.

- Учреждение губернских и уездных земских управ, избираемых на земских собраний в качестве исполнительных органов земских собраний.

Председательствовал на земских собраниях предводитель местного дворянства. Сословная принадлежность председателя земской управы, избираемого на земском собрании, законом не оговаривалась.

- Ограниченность учреждённых земств на территории Российской империи.

Поскольку правительство главной социальной базой формируемых земств рассматривало русское поместное дворянство, то земства учреждались только там, где оно имелось в наличии и было господствующим в среде землевладельцев. В связи с этим земские органы не предполагалось вводить на востоке страны и на территории национальных окраин, где ведущее положение занимали землевладельцы нерусских национальностей. Первоначально (в 60-70-е гг. XIX в.) они были созданы только в 34 из 78 губерний России. В Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, в Средней Азии, Астраханской и Архангельской губерниях, в Сибири и на Дальнем Востоке они не создавались.

- Ограничение деятельности земств «…делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда» как главное условие их функционирования.

- Установление контроля за деятельностью органов местного управления (самоуправления) со стороны губернаторов и административная зависимость земств от коронных органов власти (полиции) в деле исполнения решений, принятых на собраниях.

Подобная зависимость по замыслу властей должна была предотвратить «двоевластие» в местном управлении.

Судебная реформа 1864 г., её сущность и значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: