Основные направления и характерные черты военных реформ 60-70-х гг. XIX в

- Реорганизация центрального военного аппарата – министерства с целью его превращения в организационный штаб преобразований. Подчинение министерству (военному министру) всех отраслей военного управления (1862-1869).

- Учреждение «окружной» системы военного управления для повышения эффективности военного строительства, управления войсками и обеспечения «внутреннего порядка» Российской империи. Учреждение в стране 15 военных округов (1862-1864).

- Поиск новых форм тактической подготовки сухопутных войск. Принятие новых пехотных уставов (1862-1866).

Новые уставы содержали в себе как прогрессивные элементы, связанные с развитием современного стрелкового оружия, отношением к солдату как к сознательному субъекту (а не к бездушному винтику военной машины), так и устаревшие традиции, не отвечавшие новым условиям боевых действий. Так, главный творец русской военной теории и новых пехотных уставов генерал М. И. Драгомиров, осознавая, что огонь из нарезного оружия может наносить тяжёлый урон войскам, наступающим плотным строем, тем не менее, полагал, что и в современных условиях сомкнутый боевой порядок остаётся главным видом атаки. Он настаивал на том, чтобы солдаты стреляли из винтовок как можно реже из-за того, что прицельная стрельба замедляет движение, высказывался против усиленной стрелковой подготовки и использования укрытий, считая, что это развивает инстинкт самосохранения у солдат и не способствует наступательному порыву. Данные принципы, разделяемые многими генералами, нашли воплощение в пехотных уставах 60-х гг., согласно которым из 5 рот в батальоне только одна определялась как стрелковая, предназначаемая для атаки в цепи, а остальные должны были следовать за ней в плотных колоннах, готовясь к штыковому удару. Предпочтение отдавалось стрельбе залпами. За подобные «суворовские» традиции презрения к пуле, во второй половине XIX в. приходилось дорого расплачиваться русскому солдату на полях сражений. Безусловно, что определённую роль в сохранении подобных традиций играл и «экономический» фактор – дороговизна новых видов стрелкового оружия и боеприпасов. На армию как всегда не хватало денег. О печальных последствиях этой хронической нехватки с горечью вспоминали только тогда когда «вдруг» начиналась война…

- Либерализация устава о наказаниях. Отмена особенно жестоких наказаний военнослужащих (1863).

- Ускорение процесса сокращения общей численности армии при сохранении военного потенциала страны (вторая половина 60-х гг.).

- Проведение военно-судебной реформы на принципах гласности и состязательности судебного процесса. Принятие нового военно-судебного устава (1867).

- Отказ от размещения воинских частей (на постой) среди гражданского населения и перевод армии на содержание в казармах, повышающее мобилизационную способность войск (60-70-е гг.).

- Реформирование системы обучения командного состава армии. Создание при военных округах юнкерских, военных училищ (за счёт упразднённых кадетских корпусов) и военных гимназий (дававших в основном гражданское образование) для повышения общеобразовательного и профессионального уровня офицерского состава (вторая половина 60-х гг.).

- Поддержание военным министерством практики обучения солдат грамоте в воинских частях и переход к обязательному обучению (60-70-е гг.).

- Строительство стратегических железных дорог к западным и южным границам России по настоянию Военного министерства. Техническое перевооружение армии. (60-70-е гг.).

- Утверждение нового Устава о воинской повинности. Окончательная ликвидация рекрутских наборов и введение всесословной (всеобщей) воинской повинности (1874).

По новому закону призыву в вооружённые силы России подлежали мужчины всех сословий, достигшие 20-летнего возраста. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно – 7 лет и 3 года. Новое законодательство устанавливало определённые льготы по сроку службы в зависимости от образования призывников. Лица, получившие высшее образование, служили 6 месяцев, выпускники гимназий – 1,5 года, прогимназии и городские училища – 3 года, начальное образование – 4 года. Освобождению от действительной военной службы подлежали мужчины по семейному положению, а при отсутствии данных льгот вопрос быть или не быть призванным решал жребий. В связи с этим контингент ежегодно призываемых был значительно меньше необходимого числа лиц, подлежащих призыву. Лишь часть призывников определялась на военную службу с последующим зачислением в запас, а затем в ополчение. Остальная часть зачислялась прямо в ополчение.

10. Финансовые реформы 60-х гг. XIX в., их сущность и значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: