Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 640 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 118, 5/31768) <C21000640>
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственного управления охраной труда в Республике Беларусь.
Министерству труда и социальной защиты довести указанную Концепцию до сведения заинтересованных.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2001 г. № 28 «О Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 7, 5/5001).
Премьер-министр Республики Беларусь | С.Сидорский |
УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 16.08.2005 № 904 |
КОНЦЕПЦИЯ
государственного управления охраной труда в Республике Беларусь
ГЛАВА 1
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь за последние 10 лет проделана значительная работа по воссозданию и обеспечению функционирования в новых условиях государственной системы управления охраной труда. Сформирована национальная нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Определены субъекты и уровни государственного управления охраной труда. Установлены и реализуются организационные схемы управления в этой области. Осуществляются государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.
Вместе с тем действующая система государственного управления охраной труда требует дальнейшего совершенствования.
Несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, остаются значительными социальные и экономические потери, обусловленные такими происшествиями.
Анализ системы государственного управления охраной труда в республике указывает на необходимость более активного применения наряду с административными, правовыми, организационными подходами и формами экономических рычагов управления охраной труда.
Требуется существенно усилить профилактическую направленность решений в области охраны труда на всех уровнях и, прежде всего, в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве.
Актуальность продвижения продукции белорусских производителей на международном рынке, повышения ее конкурентоспособности обусловливают необходимость гармонизации системы управления охраной труда с международными нормами.
ГЛАВА 2
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Концепция разработана на принципах преемственности, выбора приоритетов, с учетом основных направлений социально-экономической политики государства на 2006–2010 годы, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 69, 1/2852).
Настоящая Концепция основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Конвенции Международной организации труда 155, ратифицированной Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 года «О ратификации Конвенции 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» Международной организации труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 36, 2/28), и иных нормативных правовых актов.
В настоящей Концепции используются следующие термины и определения:
государственное управление охраной труда – деятельность субъектов государственного управления охраной труда, направленная на реализацию конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда;
субъекты государственного управления охраной труда – Правительство Республики Беларусь; республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь; местные исполнительные и распорядительные органы;
государственные нормативные требования охраны труда – правила, нормы, критерии и процедуры, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах;
охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;
условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
ГЛАВА 3
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В рамках действующей системы государственного управления охраной труда в Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.
Приняты законодательные акты по промышленной безопасности, техническому нормированию и стандартизации, сертификации продукции, работ и услуг на соответствие их требованиям безопасности жизнедеятельности человека.
В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принято около 100 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности. Правительством Республики Беларусь определены государственные нормативные требования по охране труда.
Реализуются Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2002–2005 годы, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 881 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 59, 5/6203), соответствующие отраслевые и территориальные программы.
Введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленное на обеспечение более эффективной социальной защиты потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, стимулирование нанимателей к созданию здоровых и безопасных условий труда.
Создана система надзора и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Государственное управление охраной труда осуществляется на принципах социального партнерства в рамках соглашений на республиканском, отраслевом и местном уровнях.
Проводится работа по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда. Создана система проверки знаний по этим вопросам на всех уровнях управления.
Министерство труда и социальной защиты ежегодно представляет Правительству Республики Беларусь доклад о соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда на производстве, вносит предложения по решению проблем и совершенствованию государственного управления охраной труда.
Важным этапом в совершенствовании государственного управления охраной труда стало принятие Президентом Республики Беларусь Директивы от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 41, 1/5393) (далее – Директива). В соответствии с Директивой внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты по вопросам заключения и расторжения контрактов. Показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, безопасности труда определены в качестве важнейших критериев оценки работы руководителей всех уровней. Директива способствует повышению ответственности субъектов государственного управления, нанимателей, профсоюзов и работников за соблюдение требований охраны труда.
С 2000 по 2004 год коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших за один год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих) снизился на 30,7 процента.
В то же время во многих организациях государственные требования охраны труда не соблюдаются. Медленными темпами осуществляются модернизация и техническое перевооружение производства. В условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, занято около 440 тыс. человек. Отмечается значительная дифференциация показателей производственного травматизма по группам организаций с сопоставимыми видами производственной деятельности и численностью работающих.
Вследствие неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости общество несет большие экономические потери. Ежегодные страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют свыше 50 млрд. рублей, затраты на компенсации по условиям труда – 270 млрд. рублей.
Развитие рыночных отношений, рост числа организаций частной формы собственности требуют усиления государственного и общественного контроля за обеспечением конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.
ГЛАВА 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА
Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:
уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;
усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;
совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;
сертификация систем управления охраной труда в организациях;
включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;
совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.
ГЛАВА 5
НАПРАВЛЕНИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Направлениями по достижению цели и реализации задач государственного управления охраной труда являются:
разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;
экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;
организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;
обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;
повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда;
обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
финансовое обеспечение охраны труда;
создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;
распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда.
ГЛАВА 6
УРОВНИ И СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Для достижения цели, реализации задач и направлений, определенных настоящей Концепцией, необходимо законодательное закрепление уровней государственного управления охраной труда и определение функций его субъектов.
Следует предусмотреть осуществление государственного управления охраной труда:
на республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в сфере труда;
на отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;
на территориальном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами.
Правительство Республики Беларусь должно обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны труда, определять полномочия в области охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, обеспечивать принятие и реализацию республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда.
На республиканский орган государственного управления в сфере труда следует возложить:
координацию деятельности субъектов социального партнерства по реализации цели, задач и направлений государственного управления охраной труда;
осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде в организациях, независимо от организационно-правовых форм;
осуществление мониторинга состояния условий и охраны труда, подготовку Правительству Республики Беларусь ежегодных докладов о соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда, внесение предложений по решению проблем, совершенствованию государственного управления охраной труда;
разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда, осуществление контроля за ходом их выполнения.
На республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, необходимо возложить в пределах их компетенции следующие функции:
анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, а также оценку уровней рисков гибели и травмирования работников по итогам работы за полугодие и год, разработку мероприятий по решению проблем безопасности и условий труда, характерных для отрасли;
разработку и принятие нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
разработку отраслевых систем управления охраной труда и обеспечение их функционирования;
принятие целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организацию их финансирования и выполнения;
организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций;
информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда;
осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях;
анализ и оценку работы руководителей организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.
Местным исполнительным и распорядительным органам следует предусмотреть следующие функции:
анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, оценку уровней рисков гибели и травмирования работников в организациях коммунальной и частной форм собственности по итогам работы за полугодие и год, разработку мероприятий по решению проблем безопасности и условий труда;
подготовку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организацию финансирования предусмотренных в них мероприятий;
создание территориальных систем управления охраной труда, содействие внедрению системного подхода к управлению охраной труда в организациях;
принятие мер по обучению, повышению квалификации и проверке знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, не имеющих вышестоящих органов управления;
информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда;
осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях;
анализ и оценку работы руководителей органов управления и организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.
Организации всех организационно-правовых форм как объекты государственного управления охраной труда:
обеспечивают охрану труда в соответствии с требованиями законодательства;
выполняют решения субъектов государственного управления охраной труда, принятые в пределах предоставленных им полномочий;
создают системы управления охраной труда, обеспечивающие выявление производственных опасностей и оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению.
ГЛАВА 7
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация настоящей Концепции позволит:
улучшить условия труда, снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость;
уменьшить социальные и экономические потери, обусловленные заболеваемостью и травматизмом на производстве;
повысить уровень ответственности субъектов государственного управления охраной труда, нанимателей и работников за соблюдение требований охраны труда;
улучшить взаимодействие и координацию деятельности субъектов социального партнерства в области охраны труда.