Бихевиористский научный подход как одна из областей гуманистического менеджмента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Его корни уходят в социологию, психологию, антропологию, экономику и другие дисциплины. Главная задача приверженцев бихевиоризма — идентификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде. Элементы этого подхода можно обнаружить практически в любой компании. Когда, например, General Electric выбирает, какие тесты, виды интервью и характеристики личности использовать при найме новых работников, она опирается на методы науки о поведении. В Emery Air Freight использование теории подкрепления позволяет усовершенствовать систему стимулирования работников и улучшить выполнение многих операций. В Westinghouse при обучении новых менеджеров методам мотивации персонала используются теории и открытия, сделанные в ходе поведенческих исследований.
В соответствии с бихевиористским научным подходом отношение современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано под влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникации, лидерство, а также общие принципы управления людьми.
На протяжении всей этой книги мы будем говорить о теориях бихевиоризма и ИХ практическом применении. Во вставке «Из первых уст» вы познакомились с различными концепциями менеджмента; многие из них возникли и развивались под влияни-
|-лава 2. Исторический обзор
ем бихевиористского научного подхода. Обратите внимание на рост числа концепций в 1970-х—1980-х гг., что во многом связано с усилением конкуренции в глобальном масштабе, подстегивающем интерес к новым методам управления. Можно с уверенностью предположить, что развитие новых методов будет продолжаться и в будущем.