• потребительная стоимость — полезность, способность товара удовлетворять потребности и вкусы людей. Это продиктовано, прежде всего, наличием у товара естественных свойств (физические параметры, химический состав и т.д.). Совокупность таких естественных свойств продукта труда и придает ему экономическое значение в сфере обмена, т.е. потребительную стоимость;
• стоимость товара — способность товара обмениваться на другие товары в определенной пропорции. Воплощенный в нем общественный труд, создается абстрактным трудом (затраты интеллектуальной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводителя), что делает товары соизмеримыми, сопоставимыми. Отчуждая свой продукт, производителю нужно позаботиться о получении через обмен от покупателя компенсации за ранее израсходованные экономические ресурсы.
Величина стоимости
На каждом предприятии складываются свои индивидуальные затраты ресурсов, связанные с производством продукции. Величина признаваемой компенсации за израсходованные ресурсы (или величина стоимости товара) определяется не индивидуальными затратами, а какими-то затратами особого рода. В отличие от индивидуальных затрат ресурсов такие затраты назовем среднеотраслевыми (или общественными).
|
|
На величину стоимости товара влияют
• производительность труда — эффективность конкретного труда, создающая потребительную стоимость; измеряется количеством товаров, созданных за единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции; снижает стоимость товара (при росте производительности труда производство товаров увеличивается прямо пропорционально, а общая стоимость товаров остается неизменной величиной);
• интенсивность труда — напряженность труда; измеряется степенью расходования рабочей силы за единицу времени.