О факторе учебно-образовательном

Песни и хоровые произведения можно учить по-разному. До сих пор еще многие руководители школьных хоров учат «с голо­са», по слуху. Есть даже такие, которые не только оправдывают этот устаревший метод, но еще и хвастают: «Вы знаете, как быстро у меня ребята схватывают все по слуху?»

Есть другой, длительный путь: стать музыкально грамотным, основательно заниматься сольфеджио, научиться свободно петь по нотам, и тогда... А тогда ребятам, может, уже не захочется петь вообще — и оттого, что они уже повзрослели (чтобы свобод­но читать ноты, нужно не менее 7—8 лет), и оттого, что устали (от всех упражнений, задач и т.д.).

Оба эти метода работы кажутся мне несостоятельными. На мой взгляд, при выборе произведения для разучивания следует постоянно иметь в виду, что данная песня или хор могут дать для развития общей музыкальной грамотности сегодня, а что для бу­дущего, и в зависимости от этого строить занятия и репетиции.

К примеру, идет разучивание одноголосной песни Д. Кабалев­ского «Артековская полька». Опытный хормейстер может выу­чить ее по слуху с более или менее подвинутым хором за 30—40 минут. А в «Пионерии» на «Польку» уходит пять-шесть репети­ций по 30 минут, иногда и больше. За это время вырабатываются необходимые для исполнения вокальные навыки, четкая созна­тельная артикуляция и прочее. Одновременно закрепляются на­выки пения по руке (нотный стан). Причем все встречающиеся хроматизмы сознательно выпеваются и показываются детьми по руке и по нотной записи. Кроме того, дети хорошо успевают уяснить тональность песни, лад, переменчивость в нем (то гармо­нический минор, то мелодический), понять также основную гар­монию песни. На отрезке мелодии удается провести различные упражнения на крещендо, диминуэндо и т. д.

Одним словом, разучив простую, на первый взгляд, песню, хористы получают знания, необходимые им и для общей музы­кальной грамотности, и для развития вокально-хоровых навыков. Подобных примеров можно привести много. Подбирая репертуар, каждое новое произведение следует рассматривать с позиции, что оно может дать детям в учебно-образовательном плане.

Важно стремиться к свободному осознанному пению по но­там и в самых разных тональностях. Разбирая произведения по партитуре (например, «Дождик теплый, дождик частый» В. Си­бирского), дети постепенно, на ходу исследуют основные гармо­нические функции и выучивают наизусть сольфеджио. Для чего? Для того чтобы данная тональность, положим си-бемоль мажор, интервальные соотношения в ней усваивались сознательно. Позд­нее, получив это же произведение со словами, хормейстер в лю­бом месте может сделать фермату, и дети легко назовут звучащие ноты. Для свободной ориентации в тональностях многие простые двух-трехголосные произведения или их части сольфеджируются на разной высоте.

Одновременно выясняются гармонические функции аккордов и их взаимосвязь. Постоянно обращается внимание детей, на гар­монические сочетания. Тем более когда речь идет о таком про­стом сочетании, как т — д — т (пример — австрийская народная песня «Любопытный сосед»).

Появление новой гармонии может быть зафиксировано всем хором — негромким хлопком.

Существуют и другие формы и методы образовательной рабо­ты в ходе разучивания произведений, но приведенный способ представляется наиболее целесообразным. У ребят, давно пою­щих в хоре, гармоническая память хорошо развита. Это обстоя­тельство позволяет выучить отдельные произведения так называе­мым гармоническим способом. Суть названного способа вот в чем: после первого проигрывания произведения целиком, после перво­го знакомства с ним произведение играется небольшими отрывка­ми— по два-четыре аккорда в каждом. Для таких занятий надо брать произведения с ясными гармоническими столбцами. Ребята поют каждый свой голос — сначала с закрытым ртом, затем с на­званием нот, предварительно хорошо настроившись на данную то­нальность. Когда дети запомнили один отрывок, можно престу­пить к разучиванию следующего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: